Александр Сергеевич часто обращался с теми или иными ходатайствами к Александру Христофоровичу, и тот всегда шёл поэту навстречу.
Здравствуйте, уважаемые друзья.
Боевое крещение Александр Бенкендорф получил на Кавказе при осаде крепости Гянджи в 1804 году, прославил свое имя в войне с Наполеоном как освободитель Нидерландов, стоял у истоков создания тайной полиции России. Это был просвещенный консерватор, верящий в самодержавную власть.
Император Николай Павлович был по-своему прав, сравнивая свою должность с трудом рабов на галерах, потому что он пытался заниматься всем, брал на себя все: Николай I не только вымерял до пуговицы армейскую форму, определял ширину железнодорожной колеи, но и стал личным цензором Пушкина. В эпоху, когда тупость передовых цензоров вошла в анекдоты, император считал, что защитил и облагодетельствовал поэта. Бенкендорф же был посредником в общении императора и стихотворца и сглаживал конфликты свободолюбивого поэта и строгой власти.
«Если до настоящего времени я не впал в немилость, то обязан этим не знанию своих прав и обязанностей, но единственно вашей личной ко мне благосклонности. Но если вы завтра не будете больше министром, послезавтра меня упрячут», - писал Пушкин Бенкендорфу 24 марта 1830 г.
Есть замечательное письму Жуковского Василия Андреевича, написанное Бенкендорфу уже после смерти Пушкина, о том, как и почему судьба поэта была несчастной, почему он страдал и почему он испытывал стеснение от тех благодеяний, которые ему оказывала верховная власть и ее представитель Бенкендорф, действовавший по поручению императора. Пушкин не мог опубликовать свои произведения без санкции императора. Это с одной стороны привилегия, поскольку Николай Павлович объявил себя цензором, а с другой стороны это большое стеснение, потому что по любому поводу обращаться к императору было невозможно.
Тем не менее, для Пушкина Бенкендорф был весьма значимым административным ресурсом, именно начальник III жандармского отделения лично обращался к министру народного просвещения К.А. Ливену, чтобы ускорить печать «Бориса Годунова», а позже решал финансовые проблемы Пушкина, пробивал выплату жалования поэту, принятому на службу «с дозволением рыться в старых архивах», помогал с переводом в другой полк брату поэта.
Был ли Александр Сергеевич под надзором, конечно, был, но короткий период после декабрьского бунта. Велось скрытое расследование, не был ли поэт причастен к заговорщикам. Когда выяснилось, что нет, с него сняли все подозрения, вернули из ссылки и представили царю лично.
Николай I был покорен гением и после встречи сказал: «Я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России».
А Пушкин после этого пишет знаменитые стихи:
Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
В конце концов именно к Бенкендорфу идет Пушкин, когда разворачивается последняя страница его жизни. Он пытается рассказать о проблемах, которые толкают его на дуэль; Бенкендорф пытается помочь, он организовывает экспертизу почерка, которым написан пасквиль – диплом Ордена рогоносцев. Потом Бенкендорф вместе с Пушкиным идет к императору Николаю I, в присутствии Александра Христофоровича Пушкин дает слово, что если ситуация снова будет доходить до дуэли, то он первым делом придет к императору. И уже трагедия Пушкина в том, что не пришел.
Уважаемые друзья, если понравилась статья, оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал.
P.S. Еще одна страница жизни Бенкендорфа в этом материале.