Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

То ли победа, то ли поражение

После монгольского нашествия Брянск стал столицей обширного княжества, включавшего Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб и Трубчевск. Брянские князья традиционно носили титул великих князей черниговских.

В конце XIII века Брянское княжество перешло под контроль смоленских князей. Возможно, это было связано с борьбой Ногая против Золотой Орды: брянские князья были союзниками Ногая, а после его поражения лишились земель. А может, это был просто результат династического брака сына смоленского и дочери брянского князей.

Скульптура «Князь Роман Брянский» В.Орлов, 1978
Скульптура «Князь Роман Брянский» В.Орлов, 1978

Как бы то ни было, в 1356 году княжество захватил Ольгерд, а его сын отъехал на московскую службу. Потом была литовская междоусобица, город переходил из рук в руки, а потом в 1500 году Иван III захватил Брянск и включил его в состав Русского государства.

Поскольку Брянск являлся ключевым пунктом на пути из Юго-Западной Руси (западный берег Днепра) в Северо-Восточную (Владимиро-Суздальское княжество), то он постоянно был яблоком раздора между Литвой и Русью: его название упоминается в каждом мирном договоре.

Так как Брянск мог бы служить оплотом для Лжедмитрия II, если бы самозванец им завладел, то царь Василий Шуйский приказал сжечь город. Для исполнения царского поручения было послано 250 человек. Посланные нашли Брянск совершенно пустым; все его жители перешли на сторону самозванца и пошли ему навстречу. Брянск был предан огню.

В.Рябовол. Смутное время. Беженцы
В.Рябовол. Смутное время. Беженцы

Лжедмитрий II, усиленный новыми изменниками, разбил царские войска под Козельском. Все ожидали, что самозванец повернет к Туле, где сидел в осаде Болотников с третьим самозванцем - Петром, но Лжедмитрий не оказал помощи Болотникову. Тула была взята, и Лжедмитрию стала грозить опасность от царских войск; он отступил в Северскую область и остановился в Трубчевске. Шуйский собирался преградить самозванцу путь, для чего нужно было занять Брянск. В городе были заново отстроен острог.

Самозванец хотел было зимовать в Трубчевске, но этому помешал Лисовский, один из храбрых и отважных польских панов. Он убедил Лжедмитрия, что пока войска отдыхают после взятия Тулы и пока царь наберет новые отряды, можно будет овладеть Брянском. Самозванец последовал этому совету и, несмотря на наступающую зиму, двинулся к северу. На пути его подкрепили литовцы и донские казаки. Брянск был окружен со всех сторон, и самозванец хотел голодом принудить его к сдаче: действительно в городе ощущался сильный недостаток в воде; хлеба также не было, и жители принуждены были есть лошадиное мясо.

Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях

Царю известно было положение Брянска. На помощь к нему был отправлен из Москвы боярин Куракин со вновь набранным войском, а из Мещевска пошел на помощь Брянску князь Мосальский. Князь подошел к городу с левой стороны реки Десны, а город, как известно, расположен на правом берегу. Река отделяла Мосальского от Брянска и лишала его возможности быть полезным. Если бы Мосальский знал, что река еще не стала, то он переправился бы где-нибудь вдали от города и тайно от неприятелей. Но это ему не было известно, и он прямо подступил к городу, рассчитывая на свободный переход по льду: оказалось же, что река еще не стала, несмотря на 15-е декабря. Правда, она было замерзла, но наступившая оттепель совершенно испортила переправу. Лодок не было. К тому же на правом берегу стоял неприятель, готовый ежеминутно стрелять в противника. По-видимому, князю Мосальскому ничего более не оставалось, как быть свидетелем гибели Брянска и его защитников. Но когда воины увидели граждан, со стен простиравших к ним руки и с воплем просящих о помощи, то, несмотря на опасность со стороны неприятеля, несмотря на холод, на плывущий лед - они с криком: "лучше нам всем умереть, чем видеть гибель братьев своих" - бросились в реку и счастливо перебрались на другой берег. Бунтовщики сначала стреляли в плывущих, но потом должны были отступить; из города выступили осажденные и, соединившись со своими избавителями, дружно ударили на врагов и разбили их. В это время подоспел и боярин Куракин; но он не стал переправляться через Десну, а был только свидетелем победы Мосальского. В следующую ночь был сильный мороз, настолько скрепивший лед, что можно было безопасно переходить реку, чем и воспользовался Куракин, снабдивший город всякого рода припасами.

Между тем Самозванец, оправившись от удара, сам перешел реку и напал на Куракина, который поставил было острог на левом берегу реки Десны. Битва осталась нерешенною. Но так как Куракин и Мосальский решили, что лучше отступить к Карачеву, которому могла угрожать опасность, то Самозванец приписал победу себе. Он тоже двинулся к Карачеву; но найдя его сильно укрепленным, продолжал путь далее к Орлу. Граждане Орловские вышли к нему на встречу и приняли с великою честью, как законного государя. Самозванец остался у них зимовать.

По Ф.Дмитриеву

Предыдущие статьи по теме: "Кого колонизировали ярославцы"? "Который из Романов основал Романов?", "Жителям правого берега нельзя делать то, что можно жителям левого берега", "Анклав ногайских степей в русской глубинке", "Литовский казачий атаман из ногайской орды", "Турнир между учителем и казаком", "Курган-майдан"