«Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»
Английская пословица
1. Мотивационный метод воспитания
В современном мире особенно актуален вопрос о воспитании детей без принуждения. Ювенальная юстиция защищает права детей без учёта прав родителей, поэтому любое принудительное воздействие на ребенка может расцениваться как нарушение его прав и нести негативные последствия. Вседозволенность может навредить ребенку, но принуждение его к правильным действиям порицаемо в современном обществе. Как же воспитывать детей без физического и психического давления? Формирование правильного поведения, которое будет приучать ребенка к порядку и убережёт его от опасности довольно затруднительно без ограничений и наказаний, но есть один способ. Это метод мотивации. Суть в том, чтобы ребенка замотивировать на правильное поведение, то есть не принуждать его к выполнению определённых действий, путем насилия и угроз, а сделать конечную цель желанной. Например, перед сном детям нужно поесть, почистить зубы, убрать игрушки и застелить постель. Метод принуждения, посредством психического или физического воздействия, позволяет нам заставить выполнить эти действия в любом порядке, но подавляет психику ребенка, приучает его к негативному воздействию. С одной стороны, этот метод движет малыша к порядку и дисциплине, но с другой – понижает его самооценку, купирует его творческие способности. Используя мотивирующий метод следует связать нежеланные и желанные действия воедино и построить алгоритм выполнения таким образом, чтобы самые неприятные действия выполнялись в самом начале, а самые желанные – в конце. Таким образом мы замотивируем ребенка на выполнение неприятных для него действий с целью добраться до желанных. Можно накормить детей мороженым, а потом безрезультатно пытаться заставить собрать игрушки, а можно, наоборот, дать задание собрать игрушки и объявить приз – мороженое.
2. Дедлайны
Для выработки дисциплины также можно ограничить время выполнения действий, выставив ограничительные сроки (дедлайны), что способствует собранности и формирует сосредоточенность на поставленной задаче. Нет нужды быть жёстким, но строгость необходима. Дедлайны должны быть условны, но если при выполнении задач без уважительных причин разумные сроки выполнения не соблюдаются, то необходимо зафиксировать провал операции и отменить переход к следующему, более желанному пункту из списка возложенных задач либо лишить приза. Как правило, одного провала достаточно, чтобы в дальнейшем дети выполняли свои обязанности в разумные сроки. Если провал повторяется, то следует внимательно изучить причины, возможно дети не могут выполнить какие-то действия в силу объективных причин, которые способны устранить только взрослые. Например, если детей много, то отсутствует распределение ролей исполнителей и каждый ссылается на другого, или отсутствует конкретное место хранения игрушек при их уборке. Если созданы идеальные условия выполнения и дети просто не желают выполнять просьбы родителей, которые им не интересны или скучны, то можно устроить соревнования между детьми с выдачей приза или замотивировать иначе. Вариантов мотивации множество, но суть одна – ребёнок должен быть сам заинтересован в выполнении своих обязанностей и тогда необходимость в принуждении и насилии отпадёт сама собой.
Одного ребёнка легче воспитать, чем троих, однако, всё возможно, просто нужно учитывать различия в мотивации одиночки и группы. При общем деле несколько детей норовят перекинуть этот процесс друг на друга, тогда нужно распределить между ними обязанности. Например, при наведении порядка после совместной игры, разделить уборку по типам предметов – один убирает мягкое, другой твёрдое, а третий мелкое. Можно использовать естественную конкуренцию между детьми, а также устроить соревнование с выдачей приза.
3. Ограждение от внешних угроз
На улице управление поведением ребенка несколько сложнее, потому как наши ошибочные действия чреваты возникновением угроз для малыша. Бывают опасные для жизни и здоровья ситуации, в которых метод мотивации не работает. В таких случаях наказание необходимо для минимизации потенциального ущерба ребёнка при нарушении определённых правил, негативные последствия которых значительно превосходят тот урон, что ребенок получает в процессе наказания. Например, выскакивание на автодорогу или сбегание из поля зрения родителей может привести к необратимым негативным последствиям, вплоть до потери жизни, поэтому наказание за такой проступок – это меньшее зло, уберегающее от более тяжких последствий в будущем. Принуждение в таких случаях необходимо, но оно должно быть минимизировано. Следует понимать и никогда не забывать, что насилие – это проявление слабости, а не силы. Применение насилия возникает в результате нашей слабости и неспособности оградить наших детей от потенциальных угроз, без запугивания. Как не парадоксально, но лёгкий шлепок по попе малыша значительно менее вреден для его психики нежели крики и ругань. Если вы кричите, то негатив идёт непосредственно от вас и напрямую на психику ребенка. Это несправедливо, когда ребенок не специально нарушает навязанные для его же безопасности правила. Когда он делает это не намеренно, его психика не участвует в проступке, просто энергия детей, в отличие от взрослых, зашкаливает и ноги сами тащат малышей в опасные места. Поэтому более справедливо наказать ноги, а именно – ягодицы, а не голову. Также следует учесть, что от любого типа вынужденного принуждения следует максимально дистанцироваться. Чтобы ребенок не боялся и не ассоциировал вас с наказанием, его нужно наказывать опосредованно, через что-либо. Например, если шлёпаете по попе, то лучше это сделать тапочкой или газетой, но ни в коем случае рукой или ногой – так вы исключите ассоциации вас с угрозой. Перед наказанием нужно осознать, что вы наказываете ребенка за свою слабость или ошибку и именно вы виновны в том, что ребёнок оказался в опасности.
4. Дети – это хаос
Для ребенка важна ясность во всём, особенно в том, что касается ограничений и наказаний. Если сегодня вы даёте ему печенье и молча провожаете взглядом, когда он уходит с ним в закат, то завтра малыш будет очень удивлён, когда получит выговор за то, что кушает за пределами кухни. Во всём важна последовательность и ясность. Запреты и ограничения должны быть чётко определены и не иметь разночтений. Если папа разрешает что-то ребенку, а мама нет, то запрет не будет работать. Взрослые должны быть едины в запретах и ограничениях, иначе дети будут нарушать их. Бессмысленно добиваться от детей абсолютного послушания и соблюдения всех запретов и ограничений – они слишком живые, чтобы быть послушными. Дети – это хаос. Наша цель – максимально упорядочить этот хаос с целью гармоничного развития детей, мягкой интеграции в социум и защиты от потенциальных угроз. Формирование безопасной среды для детей должно учитывать неизбежность нарушения ими всех запретов и ограничений, поэтому акцент нужно делать не на соблюдении ребёнком ограничений, а на невозможности их нарушения.
5. Дети – это зеркало
Дети – это зеркало родителей – они всегда копируют наше поведение, пропуская его через призму своего понимания. Наиболее эффективный метод коррекции поведения детей – это изменение своего поведения. Например, если мы допускаем по отношению к детям психологическое насилие, то копируя нас, они будут допускать физическое насилие по отношению друг к другу. Если мы говорим одно, делаем другое, а думаем третье, то очевидно, что дети также будут непоследовательны в своих поступках. Самый большой ресурс который требуется при воспитании – это терпение. В процессе воспитания можно исчерпать любые ресурсы, кроме терпения. У терпеливых родителей всегда будут послушные дети. Всем добра и неисчерпаемого терпения!