Таманский полуостров привлекает ежегодно множество отдыхающих своими песчаными пляжами, невысокими ценами, развлекательными и познавательными экскурсиями.
Гиды рассказывают туристам об археологических раскопках древней цивилизации, существовавшей здесь в античные времена.
Слушая эпические истории экскурсоводов о богатстве древних городов, мало кто задумывался, как был обустроен быт многочисленных его обитателей, как выращивался скот и сельскохозяйственные культуры в местности лишённой источников пресной воды.
Ведь в те времена полуостров, как таковой, не существовал. Это были три острова, окружённые солёной водой.
Оказывается в прошлом люди умели добывать пресную чистейшую воду, применяя технологии, утерянные на сегодняшний день. И мало кто может объяснить принцип работы старинных систем.
Об одном таком источнике, названным в 19-ом веке русскими переселенцами и казаками "фонтаном", я узнала случайно, посетив станицу Фонталовскую.
Расположена станица на обширной плоской возвышенности. Окружают её виноградники, поля и участки нетронутой дикой степи.
Когда-то здесь стоял татарский аул Чокрак-Кой. В центре поселения, в котловине, было вырыто семь колодцев. Все они соединялись между собой. Из самого большого колодца вода шла по трубе и изливалась в каменное корыто. Её излишки, по глинистой канаве, текли на север, в сторону Азовского моря.
Кубанский исследователь Кирилл Трофимович Живило писал, что источник был сооружён в древние времена, ещё до заселения этих земель татарами.
Рядом с источников была построена дамба, образующая пруд.
Все склоны вокруг Чокрак-Коя были покрыты сеткой валов мелиоративной системы, удерживающей влагу и не дающей обильным дождям смывать плодородный грунт.
После заселения Тамани черноморцами, земли аула отошли казакам станицы Ахтанизовской. Сюда, в 1810 году, они отселили несколько семей, которые занимались хлебопашеством, держали скот.
Благодаря неиссякаемому источнику самоизливающейся воды, хутор назвали "Фонтан".
Орошаемые земли давали хороший урожай, в степи было достаточно выпасов с сочной травой. Хуторяне богатели и размножались. За источником никто не ухаживал, поскольку малограмотные крестьяне не понимали принцип его работы.
Вскоре казаки приняли решение построить церковь. Место для храма было выбрано на возвышенности, около "фонтана". И в 1887 году храм, возведённый за 4 года, принимал прихожан. Поселение вскоре преобразуется в станицу Фонтановскую.
Через некоторое время вода в двух колодцах исчезла, затем упал её уровень в большом колодце. Перелив прекратился. Вода стала солоноватой и годилась только для скота. Станичники развели руками и стали ездить за питьевой водой за 5 километров, к другому источнику.
С приходом Советской власти, по непонятной причине, станицу стали называть "Фонталовская". И теперь никто не увидит связи в её названии со словом "фонтан".
В советское время, около остатков дамбы ограждающей исчезнувший пруд, возвели воинский мемориал. Ничто здесь не напоминает об уникальном сооружении.
В станице проведён центральный водопровод, который иногда выходит из строя из-за ветхости труб. Качество воды станичники не хвалят, но лучшей они и не пробовали.
Куда делись казачьи старинные дома неизвестно. Кажется, что и не было их. Большинство строений, которые я увидела, появились здесь во второй половине 20-го века, когда богатый винсовхоз образовал на территории Фонталовской свои отделения и возвёл для его рабочих и служащих многоквартирные дома и коттеджи на двух хозяев.
Изредка попадаются индивидуальные частные дома, построенные из камня и новые современные коттеджи.
В станице прекрасно развитая инфраструктура: школа, детский сад, медпункт, магазины с разнообразными товарами, работает цех растениеводства.
Жители Фонталовской, после многих лет социализма и веры в коммунизм, восстановили старинную церковь и стали её прихожанами, организовали казачье общество и теперь пытаются возродить казачьи традиции. Станица от этого краше не стала.
А с августа месяца, когда солнце выжигает в степи всё живое, поселение превращается в пыльное и грустное место, ведь рядом нет ни реки, ни ручья, ни благодатного, непрерывно изливаемого прохладного "фонтана".