Найти в Дзене
MisSova

Школьной программе - современность. Заменим классиков популярными текстами?

Оглавление

Литературоведы утверждают, что в мире существует всего 12 сюжетов. Это означает, что каждый текст является повтором какого-то другого. А если так, то почему бы вместо устаревших произведений не давать ученикам что-то новое?

Только представьте себе: разбирать конфликт отцов и детей на примере Сириуса Блэка, а не Евгения Базарова, наблюдать за эволюцией женского образа в воплощении Арвен Ундомиэль, а не Наташи Ростовой. Хорошо? Плохо? Утопия?

Лев Толстой смотрит на недовольных школьников как на... недовольных школьников. Коллаж авторский
Лев Толстой смотрит на недовольных школьников как на... недовольных школьников. Коллаж авторский

О мечтах детских и не только

Ни для кого не секрет, что тексты из школьной программы дорабатываются, перерабатываются. Не обязательно то, что проходили в годы обучения наши бабушки или мамы, будем проходить мы. И уж точно не все тексты, которые мы читали, будут изучать наши дети.

И, положа руку на сердце, кто из нас, сидя за партой, не мечтал: "А вот если бы вместе скучного Толстого/Чехова/Достоевского/нужное выбрать был бы Гарри Поттер/Унесенные ветром/Властелин колец/что-то другое, что очень нравится. Вот тогда бы...

Наверное, такую идиллическую картину представлял себе каждый третий, если не каждый второй. Но реально ли это и нужно ли? Давайте порассуждаем.

О школьной программе

Школьная программа - сложная вещь. Очень часто бывает так, что туда пытаются впихнуть то, что впихнуть невозможно: обязательную для освоения классику с ее сложными темами и не всегда понятными проблемами дают осознавать подросткам 8 - 11 классов.

Зачем? Смысл понятен: прочитает ли человек во взрослом возрасте произведение - вопрос открытый, а на уроках всяко заставят. Так хотя бы даже люди, далекие от литературы, будут знать примерный сюжет, конфликт и образы "Войны и мира", "Преступления и наказания" и иже с ними.

Но только ли недоверием взрослеющему поколению знаменуется подобный выбор?

Разумеется, нет. Литература - пища для мозгов. И как любая пища, она должна быть в меру калорийной и очень полезной. Эдаким интеллектуальным рецептом, проверенным временем. Короче - классической. На классику преимущественно и нацелена программа.

Про классическую литературу

Что же такое классическая литература? Это - элитарная литература, проверенная временем.

"Что же такое "элитарная литература"?", - спросите вы.

Ну, тут все очень просто: это литература, чью художественную ценность признали интеллектуалы-современники. Т.е. на самом деле мало написать нетленку. Надо, чтобы ее по достоинству оценили литературные критики и писатели, которых уже до этого оценили по достоинству.

В этом плане, учитывая споры об эстетической ценности вокруг популярной подростковой литературы, весьма сомнительно, что подростковые бестселлеры когда-нибудь войдут в школьный план.

О вкусах не спорят

Вторым несомненным минусом являются вкусы. Кому-то нравятся "Сумерки", кому-то "Гарри Поттер", кому-то "Властелин колец", а кому-то - "Бегущий в лабиринте".

У серий много поклонников. Иногда это одни и те же люди, иногда - разные.

Хорошо, когда на урок литературы приходит ученик, который любит историю и готов ее обсуждать/анализировать. А если - нет?

Только представьте себе: все представленные выше книги - серии. Их объем - тысячи и тысячи страниц. Как вдохновить ученика прочитать это? Ведь всегда будет ответ: "Ну, это же не "Война и мир", чтобы...".

Вкусовщина в этом плане - большой враг. Прочитать любимые 3 - 7 томов - ерунда и удовольствие. Читать же нелюбимые никто не будет. А это - потерянные часы программы. Плохо.

Так почему нет

К сожалению, как бы ни хотелось разным поколениям разнообразить программу, скорее всего, этого не будет. Слишком много факторов идет против: признанная ценность литературного произведения, вкусовщина и, самое главное, - сам предмет.

Дело в том, что несмотря на название "Литература", в рамках школьной дисциплины это все же преимущественно "Русская литература". А это значит, что скорее в часы войдут произведения русскоязычных авторов, чем зарубежных.

Что, согласитесь, тоже неплохо - своих авторов нужно знать.

А вы в школьные годы хотели что-то добавить в программу? Какие это были произведения? Как вы думаете, почему эти тексты не добавляют в программу и появится ли когда-нибудь возможность их добавить? Например, в качестве факультатива?

Дорогие друзья! Идея этой статьи была рождена в результате сплочения двух умов. Поэтому если вам история была интересна, предлагаю зайти на поттероманский канал "Омут памяти" и прочитать "Гарри Поттера в школьную программу: ЗА и ПРОТИВ".