1 серия
В рубрике "юридические киноляпы" мы печатаем статьи про юридические ошибки, допущенные при съемках художественных фильмов и телесериалов, производстве иных медиапродуктов.
В этой статье речь пойдет о телесериале ТНТ "Девушки с Макаровым".
Как указано на сайте https://russkie-seriali.online, комедийный сериал «Девушки с Макаровым» рассказывает о бравом парне и начальнике уголовного розыска Макарове, который самоотверженно борется с преступниками в одном из самых неблагополучных и отдаленных районов столицы. У оперативника довольно сложный характер и нелюдимые привычки. Скандалы - непременная часть его жизни, особенно с начальством. Горячего сотрудника с полным правом можно назвать борцом за справедливость, и поэтому Макаров пользуется уважением у рабочего коллектива. Однажды новым начальником Макарова становится его бывший однокурсник по фамилии Белов. Новая встреча не сулила ничего хорошего. С Беловым у сотрудника УГРО связана нехорошая история. Однокурсник затаил обиду на бывшего товарища. И теперь, по прошествии многих лет, хочет отомстить. С этой целью он расформировывает отдел Макарова и переводит сотрудников в другие отделы, а Макарову дает в подчинение четырех юных девушек, которые только недавно были выпускницами. Белов уже радостно потирает руки в ожидании реванша. Он ждет, что обидчик сам уйдет с работы, либо, не выдержав общения с неумелым молодняком, сам выкинет какой-нибудь фортель, за что девушки на него нажалуются, что и будет служить причиной для увольнения. Но его надеждам не суждено было сбыться...
Это действительно легкий, непритязательный сериал, без закрученного детективного сюжета, для развлечения. Но даже в таком кинопродукте не должно быть серьезных юридических ошибок.
Итак, поехали.
Смешивание функций различных структурных подразделений.
Первая, самая распространенная и, можно даже сказать, традиционная ошибка создателей детективных сериалов (в том числе комедийных детективных сериалов), это неясность в компетенции подразделения, в котором развивается сюжет. Обычно это заключается в смешивании функций следствия и уголовного розыска, а иногда еще и экспертной службы. Так и в рассматриваемом случае, мы видим какой-то гибрид следствия и розыска. Это видно с первой же серии. Например, в ситуации, когда Романова отдает "дело" Макарову. Кто такой Макаров? Начальник уголовного розыска. Кто такая Романова? Начальник следственного отдела. Тогда какие такие "дела" Макаров оформляет для Романовой, которая ведет себя по отношению к нему не как руководитель другого подразделения, находящегося с ним в отношениях внутриведомственного взаимодействия, с ведением межструктурной переписки и соблюдением прочих бюрократических процедур, а как непосредственный начальник, конкретно: возвращает ему, передавая из рук в руки, "дело" (о том, что это за "дело", чуть ниже) для устранения недостатков. Так мог поступить только непосредственный руководитель, внутри своего подразделения. Уголовные дела расследуются не оперуполномоченными уголовного розыска, а следователями и дознавателями. Именно они возбуждают уголовные дела, расследуют их и направляют прокурору для последующей передачи в суд. В рамках расследования уголовных дел эти должностные лица вправе давать поручения, как раз-таки уголовному розыску, сотрудники которого выполняют указанные поручения и передают результаты инициатору поручения. Конечно, уголовный розыск проводит и инициативную работу, тогда результаты ее в специально установленном порядке передают следователю или дознавателю. Но, опять же, не в виде готовых уголовных дел, а в виде материалов, на основании которых впоследствии те же следователи или дознаватели возбуждают те самые уголовные дела, точнее могут возбудить, а могут и не возбудить, ведь именно они принимают такие решения. В любом случае, расследование уголовных дел следователем или дознавателем и процессуальная деятельность оперуполномоченного уголовного розыска - это разные формы производства. Никогда начальник следствия не может во так вот отдать дело начальнику розыска, чтобы тот что-то там исправил и потом занес. Начальник уголовного розыска такой же начальник как и начальник следствия, только возглавляет другое структурное подразделение. А демонстрируемые в фильме отношения больше похожи на отношения начальника следствия со следователем, начальника розыска с оперуполномоченным, когда внутри одного структурного подразделения руководители дают что-то исправить подчиненному. Повторюсь, это распространенная ошибка создателей фильмов. И в этом сериале она видна практически в каждой серии.
Преступление Макарова.
Теперь по порядку. Начало фильма. Задержание квартирника Шули.
В фильме не показано, как сам Макаров оказался в квартире. Будем считать, что это все-таки фильм, и обличения в художественную форму соблюдения всех подряд бюрократических процедур в нем быть не должно, иначе динамически развивающийся сюжет превратится в вязкое неинтересное повествование, которое все устанут смотреть уже через несколько минут. Будем считать, что Макаров находится в квартире на законных основаниях. Но то, как он задерживает Шулю, бросая в спускающегося по пожарной лестнице квартирника горшками с цветами, явное превышение его должностных полномочий. Во-первых, он ставит в опасность жизнь человека, во-вторых уничтожает чужое имущество. Чем все это заканчивается? Шуля падает с высоты четвертого этажа. В таких действиях Макарова можно усмотреть не только превышение должностных полномочий, но и покушение на убийство. Следует отметить, что законодательство позволяет применять физическую силу, повреждать имущество (это называется, нарушать охраняемые законом интересы) при задержании преступника. Но здесь действует одно главное правило: причиняемый при этом вред должен быть вынужденным и сопоставимым. Грубо говоря, лицу без необходимости нельзя причинять явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Здесь же под угрозу ставится жизнь человека, который ничем не угрожает Макарову. Поэтому в данном случае его действия явно выходят за законные рамки. Комедийные детективы часто содержат в себе сцены нарушения закона, но обычно это как-то обыгрывается, чтобы придать юмористический окрас. Здесь же ситуация с задержанием Шули подается просто как факт, текущая работа, обычное задержание из жизни начальника уголовного розыска, в котором другие герои фильма не участвуют да, по большому счету, ничего и не знают об этом, то есть нельзя сказать, что этот эпизод обыгрывается создателями сериала именно как юмористический. Точнее рассмешить-то они вероятно пытались, но уж сильно за гранью правового поля. Выбивается этот эпизод из череды других шуток.
"Переукомплектация отдела".
Еще один момент. Белов сообщает Макарову о приказе о "переукомплектации отдела". "В новое здание с новыми людьми", - говорит он. Во-первых, не очень понятно, какую именно должность он занимает, звучит фраза: "зам. начальника Москвы по оперативной работе". Видимо, речь идет о ГУ МВД России по г. Москве. Тогда это не непосредственный начальник Макарова. Хотя это действительно очень важная и вышестоящая по отношению к Макарову должность именно по линии работы Макарова. Тем не менее, не ему издавать приказы о назначении и освобождении от должности. Будем считать, что издать такой приказ могли другие должностные лица (начальник отдела, где работает Макаров) по указанию Белова, а он лишь продемонстрировал его Макарову. Но здесь не об этом. В полиции, как и в любом ином органе или организации, отношения работника с работодателем регламентируются трудовым законодательством. Дело даже не в том, что одновременно уволить или перевести куда-то целое подразделение довольно-таки сложно, дело в том, что это сопряжено с определенными и достаточно длительными процедурами. Об этом спрашивают у работников, у руководства, все всё друг у друга выясняют и советуются, работники пишут заявления, их переводят, они передают дела, вверенное имущество, забирают какие-то свои личные вещи (кружки, сменную обувь, форменное обмундирование), новые работники пишут заявления, на них ставятся резолюции, выносятся приказы и т.д., и т.п. Даже при условии, когда все на всё согласны, эта процедура не может пройти незамеченной и никогда не займет всего несколько часов. Поэтому даже просто физически невозможно, чтобы ушедший на задержание Макаров, вернувшись через непродолжительное время, не застал ни одного из своих бывших работников (их как минимум, 4), и вместо них получил столько же новых.
Уголовное дело.
Теперь о самом "деле", которое Романова вернула Макарову. Вернула она его с упреком, что в таком виде дело нельзя передавать в прокуратуру. Как выглядит это дело? Несколько бумаг в скоросшивателе. Если речь идет о передаче раскрытого уголовного дела в прокуратуру, значит лицо привлечено к ответственности, допрошены все свидетели, проведены экспертизы, собран характеризующий материал, приняты меры по возмещению вреда, причиненного преступлением, устранению причин и условий, способствовавших его совершению. И главный процессуальный момент: потерпевшие, сторона защиты ознакомлены с материалами уголовного дела. А с материалами дела знакомятся в подшитом и пронумерованном виде. Кроме того, любое уголовное дело начинается с описи документов, содержащихся в томе. А если это первый том (в данном случае, судя по толщине, том единственный), то перед описью должна быть, так называемая, форма 6, специальная статистическая карточка, которая впоследствии, после принятия окончательного решения по делу, направляется судом в информационный центр МВД для того, чтобы там были сведения о вынесенном судом решении, грубо, сведения о судимости осужденного. В таком виде, как в фильме, дела в прокуратуру не передаются.
Судя по озвученному тексту: "...и лишь величавые дубы стали безмолвными свидетелями вероломного ограбления гражданина Лопатина...", Романова читает какой-то документ, который содержит аналитику. По-видимому, речь идет об отсутствии свидетелей ограбления. Соответственно, это может быть либо рапорт о том, что свидетели не установлены, либо вообще обвинительное заключение, где приводится анализ собранных доказательств, в том числе могут анализироваться и причины отсутствия свидетелей. Но вспомним, Романова говорит не о текущем моменте, а уже о завершающей стадии работы по делу: "оформляли дело", "передам в прокуратуру". Причем она упрекает Макарова не в оформлении отдельных документов по делу, а в оформлении уголовного дела в целом. Оформление уголовного дела, в том числе написание обвинительного заключения - это не вопрос начальника уголовного розыска. Это вопрос следователя. Исключительно. Макаров в принципе не должен был ничего подобного делать. Речь, конечно, может идти и о направлении нераскрытого (приостановленного) уголовного дела в прокуратуру для проверки законности принятого решения, но опять же, повторимся, оформление дела - не вопрос начальника уголовного розыска. Это вопрос следователя.
Разбой или Грабеж.
Теперь еще раз взглянем на обложку. Там указана статья Уголовного кодекса - 162. Это разбой, а не грабеж. Еще один частый "грех" многих медиапродуктов - неверное использование таких терминов как "кража", "грабеж" и "разбой", "украли" и "ограбили", и ряд других. Все это разные виды хищения. Принципиально разные: разные статьи Уголовного кодекса, разные способы совершения преступлений, разные наказания за них. Уголовное дело, судя по обложке, не по ограблению, а по разбойному нападению. Как оформляется настоящее уголовное дело, видно на фото в галерее выше. Вопрос только, где ошибка. Если на обложке статья указана правильно, тогда неверен термин "ограбление гражданина Лопатина", правильно употреблять "разбойное нападение". Если термин "ограбление" верен, тогда статья на обложке должна быть не 162, а 161.
Не арест, а задержание.
Ну, и в завершении. Эпизод с задержанием Туркиной "подозреваемого в изнасиловании". При задержании она говорит: "арестуйте его". Никогда никакой сотрудник так не скажет. Дело в том, что есть разные термины: задержание и арест. Это совершенно разные правовые институты. Арест - один из видов наказания, и это совсем другая история. Часто задержание путают с арестом - мерой пресечения. Здесь следует сказать, что есть домашний арест, и есть содержание под стражей, которое также часто называют арестом из-за того, что содержащиеся под стражей лица называются арестованными, следственно-арестованными. Итак, арест, он же заключение под стражу, - мера пресечения, которая избирается только судом. А задержание - это мера процессуального принуждения. Задержание бывает процессуальное и фактическое. Решение о процессуальном задержании принимают следователи и дознаватели, они могут задержать человека на срок до 48 часов. Без каких-либо согласований с кем-либо. Фактическое задержание состоит в задержании в физическом смысле и доставлении лица в правоохранительный орган. Еще есть жаргонные словечки "принять", "приемка", "приняли". Обычно задержание предшествует аресту. Подозреваемого в совершении преступления задерживают на 48 часов, в течение которых определяются, какую меру пресечения ему избирать. Если принимается решение об аресте, то готовится целый пакет документов. В нем самое главное, это ходатайство перед судом, которое подписывается следователем и согласовывается его руководителем (или подписывается дознавателем и согласовывается прокурором, в зависимости от того, у кого в производстве уголовное дело). К этому ходатайству прикладывается пакет документов в обоснование ходатайства. Решение принимает суд, в ходе судебного заседания. Арест и задержание это настолько разные правовые институты, что здесь нельзя даже сделать скидку на то, что девочки не опытные, только что трудоустроенные. Это не те понятия, которые могут смешиваться друг с другом.
Продолжение следует...
ЧеловекВПраве
СмотретьГрамотныеФильмы.