Поисковые системы используют все больше контента мобильных версий сайтов. Представитель Google подтвердил, что сканирование и индексирование страниц теперь выполняет робот Googlebot для смартфонов. Подробнее о том, что такое mobile-first индексация читайте в статье "Google и Mobile First".
Специалисты VIPRO подготовили шаги, которые помогут проанализировать вашу мобильную версию сайта и внедрить нужные изменения.
Виды мобильных версий
Рассмотрим варианты версий сайта на мобильных устройствах. Выбор зависит от потребностей бизнеса и специфики сайта.
Адаптивный дизайн
Дизайн веб-сайта, способный корректно отображаться на разных устройствах. У сайта один URL и HTML-код.
Контент сайта универсален для различных устройств и не дублируется. Для того, чтобы страница адаптировалась под все устройства, нужно добавить метатег Viewport. Он задаёт инструкции для браузера, о том, как отображать страницу на используемом устройстве.
Частой ошибкой является одинаковый код на одной странице в двух шаблонах – десктопной и мобильной. Таким образом, возникает дублирование контента, на что поисковые системы реагируют отрицательно.
Динамический дизайн
Используемое устройство определяет, какой вариант кода HTML или CSS, показывает URL динамического сайта. Это происходит благодаря HTTP-заголовку Vary. Без этого заголовка система может ошибочно показать пользователям смартфонов версию страницы для компьютеров и наоборот.
Необходимо вставить список устройств при помощи элемента User-Agent, для корректного определения браузера, используемого посетителем.
Отдельная мобильная версия
URL размещается в домене m.example.com, что является отдельным сайтом. В веб версию необходимо проставить тег link rel="alternate", который указывает поисковым системам соответствующую страницу для мобильного устройства. На мобильной версии тег link rel="canonical" помогает избежать дублирования контента.
На мобильном сайте нужно прописать 302-редирект, для корректной переадресации, настроить файл robots.txt и создать кнопку «Полная версия сайта» на каждой странице сайта. Все страницы мобильной версии сайта необходимо добавить в карту сайта.
Разработка мобильной версии может стоить достаточно дорого. Дополнительно, нужно отдельно продвигать мобильный и основной сайт. Для корректной индексации двух версий необходимо связать их в веб-мастерах и прописать корректные атрибуты rel="alternate".
AMP и турбо страницы
AMP (Accelerated Mobile Pages) и турбо-страницы, это технологии ускоренных мобильных страниц от Google и Яндекс. Такие страницы хорошо ранжируются поисковыми системами и имеют высокую скорость загрузки. Они отдельно отмечены при помощи символов и попадают в выдачу выше канонических URL. Индексация Mobile First отдаёт предпочтение AMP-страницам, если для оптимизации используется только эта конфигурация.
Ускоренные мобильные страницы должны отвечать следующим правилам:
- все стили указаны в HTML файле в единственном теге «style amp-custom», максимальный размер стилей — 50 Кб;
- индексируемые AMP-версии страниц содержат теги <link rel="amphtml" href="https://url-amp-страницы"/>;
- в теге html указан атрибут amp (<html amp>);
Однако стоит помнить, что турбо-страницы не заменяют полноценные мобильные страницы в поиске и теряют часть пользовательской деятельности. Если у вас качественная мобильная версия или адаптивный дизайн, ускоренная страница может быть не нужна.
Общие критерии аудита
- Title и description
Проверьте, что вы используете одинаковые теги <title> и метатеги <description> для поисковых ботов на обеих версиях вашего сайта. Эта настройка идет по умолчанию на некоторых сайтах. Проверьте файл robots.txt на предмет лишней блокировки URL.
- Контент
Убедитесь, что контент на вашей веб версии сайта такой же, как и на мобильной. Особенно обратите внимание на то, что заголовки одинаковы на мобильной и веб версиях сайта. В противном случае можно ожидать значительную потерю трафика при индексации страниц.
- Структурирование данных
Если на вашем сайте есть структурированные данные, убедитесь, что они есть на обеих версиях сайта. Особенно, если вы используете Google Маркер, то оптимизируйте его под мобильный сайт.
- Скорость загрузки
Скорость критически важна для оптимизации сайтов. По статистике, пользователь не ждёт загрузки страницы дольше 3 секунд. Ниже примеры сервисов, при помощи которых можно измерить скорость загрузки страниц:
- Google PageSpeed Insights;
- Pingdom Tools;
- WhichLoadFaster;
- Web Page Performance Test;
- GTmetrix.
5. Анализ данных
Напоминаем, что анализировать данные и следить за ошибками необходимо так же, как и для веб-версии сайта. Для этого добавьте мобильные версии в панели веб-мастеров Google и Яндекс и установите те же счетчики отслеживания Яндекс.Метрики и Google Analytics.
Выше мы рассказали, какие виды оптимизации сайта под мобильные устройства существуют, и на какие основные моменты стоит обратить внимание при проверке. Если у вашего сайта еще нет мобильной версии или она не оптимизирована для продвижения в поисковых системах, будем рады помочь вам в решении данных задач.