Найти тему

Когда заканчивается бесконечная любовь

В статье Зейглер-Хилл и соавторов, опубликованной в ноябрьском номере журнала Journal of Social and Personal Relationships, рассматривается, как нарциссы удерживают своих романтических партнеров от разрыва отношений или измены.

Удержание партнеров: Нанесение ущерба и обеспечение выгоды

У нарциссических людей часто бывают плохие отношения, отчасти потому, что они обычно используют отношения в корыстных целях (например, чтобы чувствовать себя хорошо, улучшить свой социальный статус).

Тем не менее, нарциссы используют некоторые из тех же поведенческих стратегий, что и все мы, чтобы сохранить романтические отношения и предотвратить разрыв и измену. Эти стратегии называются стратегиями удержания партнера.

Поведение, направленное на удержание пары, включает в себя обеспечение выгоды и снижение затрат. Поведение, направленное на обеспечение выгоды, относится к тактикам с низким уровнем риска, которые повышают удовлетворенность отношениями. В качестве примера можно привести комплименты или подарки.

Напротив, поведение, ущемляющее расходы, - это тактика с высоким риском, которая делает неверность или разрыв очень трудным или дорогостоящим для романтического партнера. Хотя такое поведение может быть направлено на потенциальных соперников (например, угрозы), оно часто направлено на собственного партнера. В качестве примера можно привести прямое наказание романтического партнера (например, создание финансовых трудностей, ограничение доступа к друзьям и семье) или косвенное (например, использование таких форм психологического манипулирования, как газлайтинг).

Подходы, наносящие ущерб затратам, считаются высокорискованными, поскольку виктимный партнер может ответить ответными действиями или уйти из отношений. Поэтому поведение, приводящее к снижению затрат, редко используется само по себе (без предоставления выгоды).

Концепция нарциссического восхищения и соперничества

Для изучения связи между поведением по удержанию партнера и нарциссизмом Зейглер-Хилл с коллегами использовали модель, названную концепцией нарциссического восхищения и соперничества.

Согласно этой модели, нарциссы пытаются поддерживать грандиозное чувство собственного достоинства, используя одну из двух стратегий (см. рис. 1):

Нарциссическое восхищение (самореклама и самовозвеличивание): Нарциссы добиваются социального восхищения, продвигая себя - например, пытаясь показаться самоуверенным и обаятельным.

Нарциссическое соперничество (антагонистическая самооборона и самозащита): Нарциссы защищают себя в боевой манере, например, агрессивно обесценивая потенциальных соперников. Эта стратегия обычно применяется, когда первая стратегия не может быть успешно использована.

Текущее расследование: Выборки и измерения

Чтобы выяснить, как нарциссическое восхищение и соперничество связаны с поведением по удержанию пары, Зейглер-Хилл и др. провели три исследования.

Исследование 1: 625 студентов (112 мужчин); средний возраст 20 лет; 82% белых. Критерии включения в это и последующие исследования включали участие в гетеросексуальных отношениях продолжительностью не менее трех месяцев. В выборке исследования 1 средняя продолжительность романтических отношений составила 1,8 года. Около 85% встречались, 7% сожительствовали, 3% были помолвлены и 5% состояли в браке.

Исследование 2: 349 участников (53 мужчины); средний возраст 20 лет; 85% белые. Средняя продолжительность отношений: 1,9 года. Почти 85% встречались, 3% были помолвлены, 3% женаты и 9% сожительствовали.

Исследование 3: 373 человека (58 мужчин); средний возраст 20 лет; 84% белые. Средняя продолжительность отношений составила почти 1,8 года. 86% встречались, 8% сожительствовали, 1% были помолвлены и 5% состояли в браке.

Участников попросили заполнить различные показатели нарциссизма, в дополнение к показателям поведения по удержанию партнера, реактивной ревности (испытываемой в ответ на флирт партнера или неверность, например), подозрительной ревности (испытываемой в ответ на подозрения в отношении интереса партнера к другим), ориентации на доминирование (вызывание страха для достижения статуса) и ориентации на престиж (зарабатывание статуса через компетентность).

Результаты: Влияние нарциссизма на поведение по удержанию пары

Положительные ассоциации были обнаружены между нарциссическим восхищением и действиями по предоставлению выгоды, а также между нарциссическим соперничеством и действиями по снижению затрат. Давайте рассмотрим каждую ассоциацию по очереди.

Нарциссическое восхищение: Данные показали, что тактика нарциссического восхищения для поддержания романтических отношений похожа на технику, используемую для поддержания грандиозного самовосприятия.

Чтобы объяснить, что это значит, позвольте мне использовать пример демонстрации ресурсов (например, дарение экстравагантных подарков). Дарить дорогие подарки - это предоставление выгоды и, очевидно, приносит пользу партнеру нарцисса, но это также самореклама и самоутверждение нарцисса. Это связано с потребностями нарцисса в поддержании грандиозного чувства собственного достоинства как человека, который может и делает экстравагантные и дорогие подарки.

Конечно, не все нарциссические попытки самовозвеличивания обязательно приносят пользу романтическому партнеру нарцисса. Также может использоваться поведение, направленное на снижение затрат, особенно когда нарцисс испытывает высокую степень подозрительной ревности.

Нарциссическое соперничество: Данные показали, что нарциссическое соперничество связано со склонностью к поведению, приводящему к снижению затрат (например, запугивание, принуждение, физическое насилие).

Учитывая связь между нарциссическим соперничеством и этими аверсивными методами, неудивительно, что нарциссическое соперничество связано с плохим функционированием отношений. Даже если целью этой стратегии является сохранение отношений и предотвращение неверности, использование угроз и силы может способствовать измене или разрыву отношений.

Подводя итог:

Нарциссы, использующие стратегию нарциссического соперничества, занимаются поведением, приводящим к снижению затрат.

Нарциссы, использующие стратегию нарциссического восхищения, ведут себя так, чтобы обеспечить выгоду, но при высоком уровне подозрительной ревности переходят к поведению, ущемляющему затраты.

Другими словами, чтобы сохранить отношения, нарциссы, которые часто чувствуют себя неспособными к саморекламе и самовозвышению, могут угрожать и запугивать своего романтического партнера. Нарциссы, которые изобретательны и могут легко саморекламироваться, скорее всего, будут совершать выгодные поступки для своего партнера (например, покупать дорогие украшения, посещать шикарные рестораны). Однако, испытывая сильный уровень ревности, такие нарциссы могут также использовать угрозы или запугивание.