Я уже высказывался по этой теме, но поскольку споры не утихают, решил добавить ещё аргументов.
Из двухсот построенных самолетов Ту-104, три были переделаны в летающие лаборатории для тренировки космонавтов в условиях кратковременного воздействия невесомости.
Вот на этом рисунке наглядно видно как это работало:
Теперь представьте какие нагрузки испытывал фюзеляж по сути пассажирского самолета при таких маневрах ! И ведь все эти три Ту-104АК долетали свой ресурс без аварий.
Борт с номером "46" находится в центральном музее ВВС в Монино, куда прилетел своим ходом. На данное время приводится в порядок волонтерами музея. На самолёте было выполнено 2313 режимов на невесомость !
Борт с номером "47" находится в Харькове , в музее при заводе.
А борт с номером "48" теперь памятник в Звездном городке.
К сожалению по интерьерам сложно сказать на каком из трех сняты эти кадры:
Так что самолет получится вполне крепким и надежным. Другое дело, кто он требовал достаточно высокой квалификации как экипажа , так и наземных служб. Но по другому и быть не могло.
Ту-104 пришел на смену Ил-12/14 и Ли-2, поршневым самолетам с другими скоростями и весьма простыми в обслуживании. Первый пассажирский реактивный самолет потребовал другого подхода и к производству, и к пилотированию и ремонту. И ожидать от первой реактивной пассажирской машины тех же характеристик надежности что и у современных самолетов по меньшей мере глупо. Да, сложный, неэкономичный. Ну а какой он мог быть когда создавался 70 лет назад? А ведь даже современные лайнеры умудряются бить об землю.
Подытожу: на мой взгляд Ту-104 был достижением для своего времени, машина которая позволила гражданской авиации СССР перейти на новый уровень. И так или иначе , Ту-104 перевез миллионы пассажиров, а прекращение эксплуатации было через 20 лет (!) после изготовления самого последнего борта. И даже без внуковской катастрофы эти самолеты уже практически вылетали свой ресурс и их было пора списывать.