Найти тему
Александр Дедушка

Как душу коллектива отражают его символы? (Дружба и коллектив)

Роль символики

Друзья, теперь мы с Вами перейдем к рассмотрению путей и способов развития коллектива и дружеских отношений. Мы попробуем коснуться различных аспектов этих процессов: стадий развития коллектива и этапов развития дружбы, уровней общения, факторов затрудняющих и облегчающих развитие дружбы, формирования дружбы между различными возрастными параллелями учащихся, возможностей дружбы между ученическим и учительским коллективом, новых ценностей, к которым может подвести логика развития дружбы и коллектива.

Но начнем мы опять с общих положений – обсудим роль ценностно-символического «оформления» коллектива.

В ценностях выражается душа коллектива, без «души», как и человек, он жить не может. А сами ценности воплощаются в символике, вот почему, задумавшись о развитии дружеских отношений, нужно в первую очередь обратить внимание на символико-ценностную составляющую коллектива. Тут есть параллель с макаренковской системой ближайших и дальних перспектив, только у него они формулировались как конкретные цели, достижимые по истечению определенного периода (поступление на рабфак, например), у нас же более «абстрактно-ценностный» уклон.

В самом деле, разве можно назвать точное время, когда ты станешь «настоящим другом» скажем, своей Родине – России? Нет, движение к этой цели будет осуществляться в течение всей жизни.

В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, как на это справедливо указывал Макаренко, подростка больше привлекает ближайшая и «конкретная» цель-перспектива. С этим бессмысленно спорить. Это так. Но «недостижимые», а точнее «постоянные» цели, вроде той, о которой мы упомянули, имеют больший воспитательный эффект. Они нацелены на активизацию более глубинных структур личности и способны откладываться в душе как личностные приоритеты на всю последующую жизнь.

Вот с этой точки зрения давайте и проанализируем ценностно-символическую составляющую Дружины «Дружной» и Лагеря друзей.

Девиз «Дружной» и «настоящего друга» – «Сам погибай, а друга выручай!»

Здесь задается, если хотите, принцип жизни, в основе которого лежит такая важнейшая духовно-нравственная категория как жертвенность. Отсюда остается всего один шаг до христианского понимания жертвенности как высшей степени любви:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 12).

Настоящая дружба всегда готова на жертвы, и в основе ее лежит жертвенность, поэтому слова девиза являются девизом не только организации в целом, но и «настоящего друга», до которого каждому нужно еще дорасти. И сколько времени будет расти каждый и дорастет ли вообще – это предугадать невозможно, это невозможно отразить ни в какой «перспективе», это можно дать только в качестве ценностного ориентира на всю оставшуюся жизнь.

С этой точки зрения девиз максимально «абстрактен», максимально возвышен, максимально «недостижим», но он и должен быть таким, если организация претендует не только на текущую организацию детей в соответствии с их возрастом, но нацелена на воспитание духовно-нравственного базиса личности.

Это, так сказать, верхний ценностный пласт, заложенный в девизе. Его более приближенная к реальной жизни и достижимая основа заключается в простых нравственных побуждениях: «приходи на помощь», «помогай», «выручайте друг друга».

Согласитесь, здесь нет ничего невыполнимого, ничего слишком «абстрактного» и «возвышенного». Это элементарные требования нравственности, так часто попираемые, к сожалению, в современной действительности. Но потому они и нуждаются в напоминании и «оправдании», что перестали быть азбучными истинами и начинают выглядеть как счастливые исключения из жизни по принципу «человек человеку волк».

Я недаром упомянул об «оправдании», потому что ребенку и подростку их легче всего «оправдать» именно по отношению к своим друзьям. Ему кажется естественным так относиться именно к своим друзьям. От этого и надо отталкиваться. Причем, в разных направлениях. Одно – это расширение круга «друзей», которое предусмотрено в рамках организации (друг родным, друг природе, друг классу, друг школе…). Другое – это движение по христианскому пути от «возлюби ближнего» до «любите врагов ваших». Этот путь еще недоступен сознательному восприятию подростка (да и многих из нас, взрослых людей), но видеть возможность и прикладывать усилия к движению в этом направлении нужно.

Эмблема – штурвал под алым парусом

В эмблеме появляется романтический элемент. Ценностный смысл его – готовность ради дружбы отправиться в любые путешествия и выдержать все испытания. Мотив преодоления себя и преодоления трудностей, как известно, является главным ценностным мотивам закона дела. Дружба может потребовать «настоящего дела», дела, в котором романтическая целеустремленность может сочетаться с реальными трудностями и опасностями. Эта «смычка» романтики и трудностей является важной мотивирующей составляющей символики «Дружной».

Если алый парус ассоциируется с дружбой, любовью, романтической неуспокоенностью, то штурвал – символ целеустремленности в достижении поставленных целей. «Бороться и искать, найти и не сдаваться…» Пусть современные подростки далеко не всегда знают каверинских «двух капитанов» и гриновскую Ассоль, архетипический смысл этих символов, несомненно, интуитивно ими чувствуется и переживается вполне адекватно.

Галстук – трехцветный (по цветам флага России)

Еще одна ценностная привязка и, пожалуй, главная. Ощутить себя «другом России» - еще одна «перспективная» цель ценностного ориентирования «Дружной». И она тоже не может быть достигнута только в рамках организации, а должна стать доминантой убеждений и ценностей растущего человека на всю дальнейшую жизнь.

Но это перспектива, а как уже сейчас приблизить эту ценность к духовному миру подростка? Вот один из способов – собственная «расшифровка» цветовой символики:

красный – цвет сердца (дружба хранится в сердце);

синий – цвет неба и моря (ради дружбы всегда готовы взлететь в небо и отправиться за море);

белый – цвет чистого снега (у друга чистые помыслы и чистая совесть).

Такая расшифровка цветовой гаммы наряду с традиционной (белый – вера, синий – благородство, красный – мужество) приближает патриотические ценности к духовному миру подростка, как бы «преломляя» их через символику дружбы.

Цель – стать настоящим другом:

- своим родным, близким и родной природе;

- своим друзьям и своему родному классу;

- своей родной (20-й) школе;

- своему родному городу (Ставрополю);

- своей родной стране России.

Это и есть то «расширение круга друзей», о котором мы уже говорили. Здесь целая система «перспективных целей», которые призваны постепенно выводить подростка из «узкого» представления дружбы, как личной близости или братства своей компании. Осознать и постепенно укреплять в себе общественную составляющую дружбы, дружбы, как главного способа сосуществования людей, осознать ее как личный долг и ответственность по отношению к ее главным объектам - вот вокруг чего ориентируется и выстраивается внутренний мир каждого, кто разделяет ценности дружбы как таковой.

Идеал – настоящий друг, у которого:

- чистая совесть;

- доброе сердце;

- думающая голова;

- творческие руки;

- и много-много друзей.

«Идеальный» идеал обозначен в девизе – это друг, который готов пожертвовать жизнью ради своих друзей. Здесь обозначен как бы «реальный» идеал, которым вполне по силам стать каждому, разделяющему ценности дружбы. «Чистая совесть», «доброе сердце»… - это все качества настоящего друга, над которыми можно работать и постепенно в себе вырабатывать. Не обязательно все в одинаковой степени развития – это просто невозможно. Но найти свою «сильную сторону» и, укрепившись в ней, работать над всеми остальными – это минимальная личностная программа самовоспитания.

Мысль вот только что пришла в голову – разработать со временем лагерную тематику «Качества друга» с «днем чистой совести», «днем доброго сердца»… А что? Может, когда-нибудь дойдут «творческие» руки?

Законы дружбы – П О И Т (Д):

- закон Песни;

- закон Общения;

- закон Игры:

- закон Творчества;

- закон Дела

- и «неписанный» закон – закон Доброты

Это рычаги «подъема» дружбы, реальные механизмы ее формирования и способы ее функционирования. Это проявления «жизни» дружбы. Она живет, воплощаясь в этих законах, это так сказать «живое мясо» дружбы, ссадины на котором в виде сбоев в действии того или иного закона вызывают неприятные ощущения чего-то «не того». Последний закон – это уже не «мясо», а живая «кровь» дружбы, большая потеря которой грозит смертью дружбы.

Талисман – пес Дружок

Ну, если собаку вполне официально называют «другом человека», было бы «грехом» не использовать это ее качество в символике «Дружной». «Дружок» - это «превращенное» воплощение «настоящего друга» - преданного, верного, непритязательного, единственная радость для которого – служить своему «старшему другу» - человеку. Это как бы маленький «ангел-хранитель» «Дружной», который стоит на страже ее интересов и воплощает в себе истинные ценности дружбы.

Гимн – песня «Там»

Гимн возвращает нас в романтическую «неопределенность» и «томление духа». «Там» - это и на земле, и не на земле, и сейчас, и в будущем, и со знакомыми людьми, и с незнакомыми, и при жизни, и после… Да, где-то там, где осуществляются все мечты и желания, где существует настоящее, пусть только в воображении, но все-таки настоящее царство дружбы, где уже не бывает разлук, и не текут слезы расставания… То царство, к которому нужно стремиться всю жизнь и верить, что рано или поздно, но ты войдешь в него…

А теперь приземлимся, и я хочу Вам, коллеги, рассказать о реальной практике применения этих символов.

Догадайтесь, какой символ, который по совместительству играет роль атрибута «Дружной», так и не стал органической ее частью, и это составляет предмет моих дум и забот вплоть до настоящего времени? Вполне успешно работают законы «Дружной». Не возникает вопросов по поводу целей, девиза или эмблемы. Ребята с удовольствием исполняют гимн…

А вот галстуки.… Да с галстуками с удручающей регулярностью возникают проблемы. Я даже удивляюсь, а порой пребываю в полном недоумении, откуда у современных подростков возникает «пионерский синдром», синдром «стеснения» галстука?

Ну, ладно в наше приснопамятное время, когда мы носили галстуки каждый день, и не чаяли от них освободиться. Но ведь наши ребята одевают их в школе только на сборы «Дружной»? Но даже в таких «ненапрягаемых» условиях они умудряются их забывать, и многие торопятся поскорее снять по завершению сбора.

Похожая картина и в Лагере друзей, где галстуки должны обязательно носиться каждый день. Чем старше ребята, тем больше они «стесняются» галстука, и это несмотря на все мои «патриотические» слова о том, что это частица российского знамени, к которому нужно относиться с уважением и почтением.

Правда, в последнее время картина потихоньку меняется в лучшую сторону, но все равно галстук – это пока самое «слабое звено» в ценностно-символическом оформлении «Дружной». Но нет худа без добра - есть над чем работать!..

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь