Мы все, вероятно, были там хотя бы раз, а возможно, и больше раз, чем мы хотим вспомнить. Групповой или командный проект, который с самого начала кажется никуда не годным. Много оживленных дискуссий, множество встреч или электронных писем, множество переходов от одной идеи к другой (и обратно) с идеями и возможностями. Постоянно появляются новые варианты и вариации вариантов. Все это может казаться таким блуждающим, таким бесцельным, даже контрпродуктивным...
Но затем, по мере приближения срока сдачи проекта и приближения команды к средней точке временной шкалы, все начинает происходить. Начинается шквал решений; некоторые возможности отбрасываются или бесцеремонно отбрасываются как неосуществимые или слишком расплывчатые; другие возможности объединяются или перекомбинируются в перспективные, конкретные и желанные. Команда распределяет части проекта по более мелким подгруппам, и подгруппы или отдельные люди в них начинают работать всерьез и параллельно. Возникает новое коллективное чувство целенаправленного движения вперед и растущий оптимизм в отношении того, что команда успешно выполнит или обеспечит желаемый результат.
Но почему творческий процесс командных проектов, а зачастую и индивидуальных проектов, следует по этой странной и, на первый взгляд, неровной траектории во времени?
Время как ресурс и как ограничение: Ни слишком много, ни слишком мало
Время, несомненно, является ценным и необходимым ресурсом для творческих начинаний. Кроме того, очень часто оно является ограниченным ресурсом, который ощущается как дефицит. В ходе углубленных интервью с более чем 25 командами исследователей и разработчиков (R&D), цели которых варьировались от разработки новых электронных технологий до инновационного программного обеспечения и новых материалов для медицинской промышленности, нехватка времени была наиболее часто упоминаемым ограничением творческих процессов команд.
Однако, как это ни удивительно, наличие очень большого или неограниченного количества времени не обязательно является благоприятным фактором для творческих идей или инноваций. Напротив, несколько теорий предполагают, что количество времени, выделенное на проект, как и другие ресурсы, может быть слишком щедрым; времени может быть выделено слишком много. Если это так, то чрезмерное выделение времени может парадоксальным образом породить чувство самоуспокоенности и недостаточное внимание к тому, разумно ли расходуется время.
Творческое и инновационное мышление, безусловно, требует достаточного пространства для гибкости, экспериментов и исследований - того, что организационные исследователи называют "провисанием". Однако слишком много пространства или слишком много безделья может скорее задушить, чем разжечь воображение и изобретательность.
Исследователи обнаружили, что средняя точка в графике проекта часто кажется разделительной линией - психологическим переломом или точкой перегиба - между двумя противоположными взглядами команды на время. До наступления средней точки у команды может быть ощущение, что осталось достаточно много времени, что позволяет им заниматься более широким исследованием, экспериментировать и давать разнообразные ответы. Но как только середина временной шкалы достигнута или приближается, часто наступает переломный момент.
Теперь команды начинают испытывать беспокойство, поскольку наступает время принятия решений и действий. Они находятся в поиске повышения эффективности в том, как тратятся усилия и время. На этом этапе может произойти ценная обрезка идей и/или синергетическое слияние и гениальное объединение идей: Команда увеличивает масштаб и выбирает меньшее подмножество идей, которые проект обязуется воплотить в жизнь.
Качественные формы времени
Результаты творческих и инновационных знаний, получаемые в результате времени, уделяемого творческим проектам и инновациям, зависят не только от того, "сколько" времени (количество времени) уделяется. Качество времени также имеет значение. Очень важно, как субъективно ощущает выделенное время команда или отдельный человек, и как выделенное время связано с требуемыми результатами, включая конечный срок выполнения проекта.
Действительно, исследователи инноваций все чаще обращают внимание на то, что время проекта - это не просто "время", а множество различных форм. И различные формы времени связаны не только с центральной творческой целью, но и с "побочными" (тангенциальными, разветвленными) творческими идеями, которые случайно возникают. Для этих касательных, разветвленных идей также должно быть достаточно времени после генерации идеи для исследования, экспериментов и вариаций. Без должного количества такого "простоя" потенциально ценные идеи никогда не получат пространства и возможности для полного развития. Мы и наши команды должны помнить о различных психологических свойствах времени и их динамично меняющемся - иногда неровном - вкладе в творческий процесс.