Найти в Дзене
Product Lab

Что такое видение продукта?

Оглавление
Четкое видение продукта помогает принимать решения, чтобы ваш продукт оказался там, где вы хотите.
Что такое видение продукта?
Что такое видение продукта?

Перевод оригинальной статьи - Maarten Dalmijn.

Видение - это искусство видеть то, что невидимо для других. - Джонатан Свифт

Каждый продукт начинается с видения. Тем не менее, если вы попросите продакт-менеджера объяснить концепцию «видения продукта», это, скорее всего, введет его в ступор.

Неспособность ответить на этот вопрос вызывает удивление. Если посмотреть на любую вакансию продакт-менеджера, почти везде будет встречаться слово «видение».

(В качестве доказательства - прим. ред.) некоторые фрагменты из трех случайных вакансий менеджера по продукту:

“Сильное чутье для создания отличного видения продукта”.
“Лидерские качества в продвижении видения продукта”.
“Создание видения продукта совместно с заинтересованными сторонами”.

Как бы очевидна ни была потребность в видении продукта, то, что именно означает видение продукта, окутано тайной. Повсеместно люди пишут про видение продукта в своих резюме или вакансиях: как про своего рода паучье чутье, которое есть у одних продакт-менеджеров, а у других - нет.

Я определяю видение продукта следующим образом:

«Образ того, каким должен быть ваш продукт в будущем, которое фокусирует внимание и помогает принимать решения о том, как туда попасть».

Вы не доберетесь до места назначения, не сделав ни единого шага в правильном направлении. Вам постоянно нужно делать шаги так, чтобы достичь то, что вы хотите. Вот почему важно иметь четкое представление о вашем видении продукта. Тогда вы сможете принимать правильные решения о продукте каждый день.

Сильное видение продукта обеспечивает
фокус. Это дает людям возможность говорить «нет» и принимать правильные решения, чтобы двигаться к желаемому будущему состоянию продукта. Четкое видение продукта действует как линза, через которую можно смотреть на мир. Это помогает решать, что важно, а что нет. Это гарантирует, что каждое решение приближает вас к тому, чего вы хотите.

Видение продукта также
помогает принимать решения между отделами и командами (когда все сотрудники внутри команды / компании знают и ,главное, понимают видение своего продукта, они будут двигаться в одном направлении и стремиться к одной цели. А значит, общение внутри команд и согласование тех или иных вопросов будут протекать проще и эффективнее - прим. ред.). Без четкого видения продукта люди будут его “разрывать”. Каждый будет принимать собственные решения о продукте из самых лучших побуждений. Все эти разные решения с разными рассуждениями рассеют и ослабят ваш продукт, и он не окажется там, где вы хотите.

Важно подчеркнуть, хоть продуктовое видение и кажется сфокусированным на продукте, в конечном счете дело не в продукте. Речь идет о том, как ваш продукт улучшит жизнь людей, которые будут им пользоваться. Речь идет о пользователях и о том, как продукт будет способствовать прогрессу в их жизни. Именно поэтому термин «видение продукта» вводит в заблуждение.

Концепция, объясняющая, как и почему люди первоначально используют продукт, называется Jobs-To-Be-Done / JTBD
(Работа, которую нужно сделать).

(JTBD также обясняет, почему люди потом делают / не делают повторные покупки. Или если в общем: данная концепция объясняет истинные причины и намерения людей сделать ту или иную покупку  - прим. ред.)

Цитата, которая действительно хорошо иллюстрирует будущее видение продукта и продуктовое мышление
(по концепции JTBD - прим. ред.):

Обновите своего пользователя, а не свой продукт. Не создавайте лучшие камеры - создавайте лучших фотографов.
- Кэти Сьерра

Теперь я расскажу две разные истории о продукте, которые помогут понять важность четкого видения продукта.

1. Компьютерная мышь: продукт, требующий видения

Компьютерная мышь была изобретена за 20 лет до того, как она впервые стала потребительским продуктом. Это был продукт без определенного направления. Но позднее четкое видение превратило компьютерную мышь в продукт, незаменимый для потребителей (подробная история ниже - прим. ред.).

-2

24-летний предприниматель посетил исследовательский центр Xerox PARC в 1979 году. Он был основателем небольшого стартапа неподалеку в Купертино. Его звали Стив Джобс.

Xerox PARC был исследовательским центром инноваций, не имеющий себе равных. В 70-е годы, чтобы получить представление о том, как будет выглядеть будущее, вам нужно было бы заглянуть в Xerox PARC.

В обмен на возможность взглянуть на крутые инновации и изобретения, разрабатываемые в Xerox PARC, Стив Джобс предложил Xerox купить 100 000 акций Apple за миллион долларов. Xerox согласился, и Стиву Джобсу было разрешено увидеть многие интересные вещи, разработанные в Xerox PARC.

Во время одной из демонстраций Стив Джобс сказал: «Почему ты ничего не делаешь с этим? Это величайшая вещь. Это революционно!». Стив Джобс только что увидел демонстрацию графического пользовательского интерфейса, работающего с мышью.

Джобс рассказал инженеру о мыши, которую видел в Xerox, и тот в свою очередь объяснил, что такая мышь будет ломаться каждые две недели, и будет стоить около 300 долларов.

Он попросил инженера построить мышь со следующими критериями:

  1. Изготавливается менее чем за 15 баксов.
  2. Должна эксплуатироваться ~ пару лет.
  3. Мышь должна работать на Formica (тонкий пластик - прим. ред.) и на джинсах.

Компания Xerox разработала мышь именно для продвинутых пользователей, и поэтому ее графический пользовательский интерфейс и цена в размере 300 долларов никого не смущала. В то время как у Стива Джобса было видение, что эта технология предназначена для гораздо большей аудитории. Она должна была бы стоить меньше, работать дольше и иметь возможность работать на большем количестве поверхностей.

Вот что Стив Джобс сказал о Xerox много лет спустя:

«Если бы Xerox знали, что у них есть, и воспользовались бы их реальными возможностями, они могли бы быть такими же крупными, как IBM + Microsoft + Xerox вместе взятые. И стали бы крупнейшей высокотехнологичной компанией в мире».

Компания Xerox PARC провела потрясающие исследования и создала прекрасные прототипы, но ей не хватило видения продукта, чтобы воспользоваться всеми возможностями, которые у них были. Существует большая пропасть, которую нужно преодолеть от прототипа до работающего потребительского продукта. У Стива Джобса было видение продукта, которое позволило мышке преодолеть эту пропасть.

2. Palm Pilot: первый профессиональный цифровой помощник, сделанный правильно

Джефф Хокинс, соучредитель Palm и один из изобретателей Palm Pilot, выпустил продукт под названием GriDPad (портативный компьютер планшетного типа - прим. ред.), который был выпущен за 8 лет до Palm Pilot (карманный компьютер - прим. ред.).

Продукт был чудом в инженерной сфере, но провалился на рынке. Потребители считали его полезным, но он был слишком большим - 9x12x1,4 дюйма и 4,5 фунта. Он был немного больше формата А4 и значительно толще.

Не желая повторять одну и ту же ошибку дважды, Джефф решил, что Palm Pilot должен быть намного меньше. Когда его спросили, насколько меньше, он ответил: «Ты должен уместить его в кармане рубашки».

-3

Джефф Хокинс взял кусок дерева и сделал прототип Palm Pilot. И постоянно носил его с собой, делая вид, что использует его как компьютер. Если обсуждались какие-либо функции, которые нужно добавить, он вытаскивал свой деревянный Palm Pilot, чтобы напомнить людям, насколько маленьким в конечном итоге должно быть устройство. «Поместится ли он в кармане моей рубашки, если мы добавим эту функцию?».

В заключение:

Видение продукта дает направление, которое обеспечивает фокусировку и помогает в принятии решений.

Сильное видение продукта:

  • Дает направление. Каким мы хотим видеть наш будущий продукт?
  • Создает фокус. Если мы знаем, как выглядит наш будущий продукт, это позволит сосредоточить наши усилия (усилия всей команды / компании - прим. ред).
  • Помогает принимать решения. Если все сотрудники знают, куда мы идем, тогда каждый сможет принимать правильные решения, чтобы туда попасть. Люди получат возможность говорить «нет» или «да» правильным вещам.

Закрепим: хоть продуктовое видение и кажется сфокусированным на продукте, в конечном итоге дело не в продукте. Речь идет о том, как ваш продукт улучшит жизнь людей, которые будут им пользоваться. Речь идет о пользователях и о том, как продукт будет способствовать прогрессу в их жизни. Именно поэтому термин «видение продукта» вводит в заблуждение.

Характеристики сильного видения продукта иллюстрируются рассказами про Стива Джобса и Джеффа Хокинса.

Стив Джобс хотел мышь для всех, а не только для группы экспертов. Вот почему мышь должна была стоить менее 15 долларов, проработать несколько лет и работать на джинсовой поверхности. В конечном итоге это также стало причиной того, почему мышь Apple была оснащена одной кнопкой: чтобы уменьшить когнитивное трение пользователей, которым приходится изучать несколько кнопок. Одна кнопка делала мышь более доступной. Видение продукта Стива Джобса давало направление, давало фокус и помогало принимать решения о том, как этого добиться.

Джефф Хокинс, после провала GriDPad, знал, что каким бы замечательным ни был его продукт, он потерпит неудачу, он будет слишком большим. Вот почему он постоянно ходил с деревянным прототипом, чтобы напоминать всем, что он должен поместиться в кармане рубашки. Какое бы решение ни приняли люди, оно все равно должно поместиться в кармане рубашки.

Если вы хотите узнать больше про видение, стратегию и миссию продукта, тогда вас могут заинтересовать материалы ниже:

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропускать новые статьи про OKR, Product Strategy, Product и Project Management:

Источник статьи.