Когда-то я уже поднимала подобную тему, просто поделившись опытом работы с детьми с ограничениями здоровья. Точнее - отсутствием опыта. Говорила о том, как тяжело было общаться, подстраиваться под такого ребенка, как не получалось и т.д. Изучив этот вопрос поглубже, я увидела много подводных камней, которые даже не хотят замечать те люди, которые вводят в нашей стране инклюзию. Итак, первая статья из цикла "Особенные дети"...
Первое, с чем сталкиваются дети с ОВЗ и их родители - это отрицательная реакция окружающих. Небольшим исключением в общей массе "особенных" деток могут быть только инвалиды-колясочники без признаков умственных отклонений и дети с ослаблением слуха и зрения. Почему? Потому что особо не отличаются от обычных детей и вызывают, в основном, чувство жалости. Таким детям могут помочь, поддержать, подсказать, завезти и т.д. Но много ли вы встретите подобных ребятишек в общеобразовательных учреждениях?
Остальным, к сожалению, достается реакция некоей брезгливости, что ли. Как будто страшно замараться... Но СРДА через рукопожатие не передается, дети-даунята не заразят вашего ребенка ничем таким, чем и ваш ребенок не сможет заболеть и без них. Это я про насморк-кашель, если что...
Почему же, приводя ребенка в обычное образовательное учреждение, родители детей с ОВЗ должны отстаивать свое право на это?
Ну, во-первых, потому что инклюзию-то в нашей стране ввели, а вот как ее реализовывать на деле - не объяснили. Родители обычных детей, видя беспомощность воспитателей, которые большую часть рабочего времени тратят на "особенных" деток, беспокоятся о том, что на их детей этого времени просто не хватит.
Во-вторых, они беспокоятся о возможных конфликтах между их ребенком и ребенком с ОВЗ. Почему? Потому что предполагают, что виновником конфликта выставят обычного ребенка, так как наказать его будет проще. Представьте такую ситуацию. Коля, мальчик с нарушением интеллекта легкой степени, ходит в обычную группу обычного детского сада. Решил Коля взять поиграть игрушку у Пети. А Петя - обычный здоровый мальчик. Подошел Коля к Пете и игрушку забрал. Петя, естественно, захотел игрушку забрать назад - он-то ее из дома принес. А Коля не отдает, да еще и толкается. Да так сильно, что Петя не удержался и упал. И заплакал. Воспитатель, конечно же, Петю пожалела, но забрать игрушку у Коли тоже не смогла - не отдает он ее, не смотря ни на какие уговоры.
- Ну, ничего, - говорит воспитатель, - пусть Коля поиграет и отдаст тебе. Не отнимай у него.
И потом Петя дома рассказывает маме, как мальчик Коля отнял у него любимую игрушку, которую ему купила как раз-таки мама, как Марь Иванна не стала игрушку у Коли забирать, как он плакал потом и хотел домой, как решил с этим Колей больше не дружить и т.д... Дальше продолжение домыслите сами.
В-третьих, воспитываясь еще в те времена, когда для подобных детей были специальные детские сады, школы или хотя бы классы, родители свое обособленное отношение к подобным детям передают своим собственным ребятишкам.
- Не подходи к Коле, он больной.
- Марь Иванна, отсадите Машу от Коли, он ее толкает.
- Можно Колю положить подальше от Ванечки, он жалуется, что Коля ему мешает спать.
И вишенка на торте:
- А мне мама запретила общаться с Колей, потому что он не нормальный.
Что мы имеем в итоге?
Воспитателям и учителям тяжело - детей много, внимания на всех не хватает, опыт и знаний, как общаться с "особенными" детьми - мало или нет вообще.
Детям тяжело - давят родители: вопросами как и что, советами по общению или отсутствием общения; давят воспитатели или учителя: навязывая общение с детьми с ОВЗ, но не аргументируя для чего и зачем нужно это общение.
Родителям тяжело - нет информации о том, как проходит воспитание и обучение обычных детей в комплекте с детьми с особенностями в развитии; нет знаний и навыка общения с такими детьми; нет уверенности в том, что инклюзивное образование - это хорошо и правильно.
Что может помочь в этих случаях? Да, создание благоприятных условий... Да, получение знаний в данной области...
Но я не об этом. Существенно облегчить жизнь и детей с ОВЗ, и обычных детей, и педагогов, и родителей в общеобразовательных учреждениях сможет наличие тьютора. Кто такой тьютор? Это индивидуальный сопровождающий педагог, имеющий специальное образование в области работы с детьми с ОВЗ, помогающий таким детям пройти порог социализации безболезненно для них самих, и для окружающих.
Очень жаль, что на данном этапе тьюторство носит рекомендательный характер. Лично я считаю, что тьютор для ребенка с ОВЗ, посещающего обычный детский сад или школу, должен быть обязательным. И оплачивать его услуги должно государство.
А вам как кажется?
Спасибо за внимание. Если вам понравилось - ставьте палец вверх, пишите комментарии, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Вам может быть интересным:
Как развивать навыки и способности детей старшего дошкольного возраста.
Мой ребенок - вор. Что делать?
Мой ребенок ничего не должен! Зачем ребенку умения и навыки, если есть мама и воспитатель?