Приложения и веб-сайты для знакомств сделали знакомство с кем-то новым проще, чем когда-либо. Одно исследование показало, что около трети браков теперь начинаются в Интернете. Около 72 процентов студентов колледжей используют Tinder, а 80 процентов пользователей Tinder - это молодые люди. Стоит задуматься о социальных и личных последствиях знакомства с людьми через экран.
Нам нравится смотреть на сексуальных людей. Когда пользователи открывают Tinder, перед ними появляется множество изображений. Исследование под руководством Василия Ключарева из Центра когнитивной нейровизуализации имени Ф.К. Дондерса в Нидерландах показало, что активность в ядре аккумбенса - области мозга, участвующей в обработке вознаграждения, - повышается, когда люди видят привлекательные лица.
Люди также считают, что привлекательные люди более умны, общительны, компетентны, дружелюбны и заслуживают доверия. Даже матери поддаются влиянию внешности: Исследование, проведенное психологом Джудит Ланглуа, показало, что матери испытывают большую привязанность к привлекательным детям.
Из-за этой предвзятости сегодня существуют сервисы, позволяющие пользователям загружать фотографии, которые оценивают анонимные люди. Такие сервисы, как Photofeeler, предоставляют услуги по оценке фотографий для тех, кто хочет выглядеть привлекательно, или профессионально, или весело.
Кроме того, рассмотрим элемент непредсказуемого вознаграждения, связанный с использованием Tinder. Непредсказуемое вознаграждение вызывает большую активность в области мозга, связанной с вознаграждением, чем вознаграждение, о котором мы знаем. Игровые автоматы в казино - один из примеров действия этого эффекта. Игроки не знают, когда, потянув за рычаг или нажав на кнопку, они сорвут джекпот. Они играют, зная, что в конце концов, но не зная точно, когда именно, кто-то, кто потянет за рычаг, выиграет.
Tinder работает по тому же принципу: пользователи не знают, когда, проводя пальцем по экрану, они встретятся с человеком, который покажется им привлекательным. И пользователи не знают, когда, вступив в разговор, собеседник ответит им. Более того, профиль человека будет отображаться в приложениях других пользователей, которые проводят пальцем по экрану, даже если у человека не открыто приложение. Это означает, что когда пользователи проверяют свои приложения после длительного периода времени, они часто обнаруживают, что у них появились новые собеседники. Это непредсказуемое свойство поддерживает любопытство пользователей.
Недавно исследователи предположили, что один поток оценок управляет нашим выбором. Существует часть мозга, называемая дорсолатеральной префронтальной корой (DLPFC), которая, по-видимому, модулирует то, как мы оцениваем наши возможности.
Согласно модели принятия решений на основе ценностей, в ответ на выбор активизируются миндалина и вентральный стриатум. В то же время вентромедиальная префронтальная кора удерживает субъективную ценность, а DLPFC изменяет вес каждой ценности. Эти изменения зависят от множества факторов, включая дисконтирование с задержкой, уменьшение предельной полезности и когнитивные предубеждения. Таким образом, самоконтроль может быть не вопросом импульса против обдуманности. Скорее, наш мозг интегрирует различные ценности и присваивает каждой из них вес в зависимости от наших целей.
Для тех, кто стремится встретить новых романтических партнеров, их DLPFC придает большее значение ценности частого посещения Tinder.
Еще одной потенциальной проблемой Tinder является перегрузка выбором. Психолог Барри Шварц утверждает, что наличие слишком большого количества вариантов снижает вероятность того, что вообще будет принято какое-либо решение. Перегруженность выбором также снижает нашу уверенность в том, что любой конкретный выбор, который мы делаем, является правильным.
Одно исследование показало, что потребители с большей вероятностью купят джем, если им будет представлено шесть вкусов по сравнению с 30. А среди тех, кто все-таки совершил покупку, люди, которым было представлено меньшее количество вкусов, были более удовлетворены своим выбором.
Широко известен феномен "призрака". Это когда человек уходит из жизни и игнорирует попытки общения. В ходе недавнего исследования, проведенного под руководством Гили Фридмана из Дартмутского колледжа, ученые опросили 554 мужчин и женщин об их опыте знакомств.
Четвертая часть респондентов заявила, что в прошлом они были призраком, а пятая часть - что они были призраком другого человека. В связи с тем, что у людей появилось больше возможностей для поиска партнеров и уменьшился риск испортить репутацию в своем кругу общения, вполне возможно, что число привидений растет.
В прошлом, когда люди знакомились с партнерами через группы сверстников, призраки, возможно, были не так распространены из-за социальных издержек. Сегодня людям не нужно нести такие издержки.
Кроме того, длительное взаимодействие с Tinder изменяет реакцию мозга на него. Нейробиологические модели предполагают, что алгоритм обучения вознаграждению связан с дофамином.
Когда человек впервые получает вознаграждение, в ответ на приятные ощущения увеличивается количество дофаминовых нейронов. В конце концов, стрельба дофаминовых нейронов усиливается не в ответ на само вознаграждение, а в ответ на предиктор вознаграждения.
Другими словами, после установления связи между сигналом и вознаграждением сигналы, предсказывающие вознаграждение, усиливают выброс дофамина даже больше, чем само вознаграждение. Знание о том, что скоро произойдет что-то хорошее, заставляет нас испытывать больше удовольствия, чем само это хорошее событие.
Tinder использует систему обучения мозга вознаграждению, чтобы удержать человека на крючке. Tinder отправляет уведомления, когда у пользователя появляется новая пара. Когда пользователи впервые начинают получать такие уведомления, скорость стрельбы дофаминовых нейронов не увеличивается до тех пор, пока пользователь не просмотрит профиль человека, с которым он сошелся. Однако со временем пользователь может начать испытывать реакцию вознаграждения просто от уведомления.
Встретить новых романтических партнеров стало как никогда просто с появлением приложений для знакомств. В своей работе, посвященной моральному возмущению в Интернете, нейробиолог из Йельского университета Молли Крокетт отметила, что технологические компании утверждают, что они просто предоставляют платформы для социального поведения, не изменяя это поведение.
Точно так же создатели приложений для знакомств утверждают, что облегчают нашу жизнь, не меняя ее. Они, похоже, не задаются вопросом, изменяют ли они наше поведение на свиданиях или взламывают нашу нейробиологию.
Если пользователи встретят на Tinder свою единственную настоящую любовь, удалят приложение и больше никогда не будут им пользоваться, то бизнес-модель Tinder будет менее успешной. Они полагаются на то, что пользователи будут продолжать пользоваться приложением.
Технологические компании и исследователи должны найти способы безопасного и ответственного использования приложений для знакомств.
Люди могут сделать все возможное, чтобы не попасть на крючок. Тем не менее, технологические компании тратят огромные суммы денег, пытаясь перехитрить пользователей.