Тут написали, что, прости господи, историку, а на самом деле - слесарю с восьми классами образования Юрию Дмитриеву присудили очередную премию. Звучит ее название туманно: премия свободы имени Сахарова, учрежденная Норвежским Хельсинским комитетом. Это в Осло компания правозащитников, такая же, как и была у нас с Людмилой Алексеевой.
Премия, конечно, за смелость и свободу. И у меня к ней два замечания. Первое: неужели же никто не заметил, как Юрию Дмитриеву уже присуждали другую премию - франко-германскую, называется «За права человека и верховенство закона»? Ее же получала журналист "Новой газеты" Елена Милашина. А потом она от нее отказалась. И еще назвала всех, кто к ней причастен, в том числе властей Франции, трусами. Юрий Дмитриев, вроде, не отказался, его все устраивает.
Но это - мелкая ремарка. Главный вопрос другой, я его давненько хочу задать: в чем мужественность Дмитриева, чему он противостоял, что пытался остановить? Что такое произошло за эти четыре с лишним года на Сандармохе, чтобы говорило, что Дмитриева сажали специально? Нет, ну что? Вечера памяти там проводятся, раскопки остановлены, РВИО прекратило проверять версию о том, что там захоронены также советские военнопленные, хотя это вполне вероятно. Никто ни разу не опроверг расстрелы на Сандармохе, в Соловецком монастыре так и выставлен стенд, в котором перечислены мученики РПЦ, нашедшие свой конец в урочище, церковь от этой версии не открестилась. Более того, прямо в Соловецком музее висит фото Дмитриева с раскопок.
Ничего не произошло с Сандармохом за эти годы. Вообще ничегошеньки!
Версия о том, что Дмитриева посадили, дабы где-то там кого-то ужать, полностью несостоятельна, потому что никаких попыток дискредитировать Сандармох не предпринималось. Более того, все больше независимых историков, даже финских, говорят о том, что "Мемориал" преувеличил число захороненных в урочище жертв, однако государство не дает отмашку пересматривать списки и ставить данные мемориальцев под сомнение. Хотя Дмитриев сидит. А бывший глава Медвежьегорского музей Сергей Колтырин не только сел, но и скончался в заключении. Про Колтырина мало писали, я же, напротив, верила, что он не виновен, спрашивала "Мемориал", почему они его не защищают, они в ответ уклончиво объясняли что-то. Потом оказалось, что вина Колтырина полностью доказана, статьи такие же, в деле были видеоэпизоды, был подельник...
Но это все неважно, потому что их посадки не привели к закручиванию гаек на Сандармохе. Все там нормально, только без Колтырина музей Беломорканала в Повенце остался заброшенным. В остальном - все по-прежнему.
Причем, посадка Дмитриева и не могла ничего изменить. Если у Колтырина как директора музея еще был вес, у Дмитриева не было никакого, он являлся крайне незначительной персоной и не мог вообще ни на что влиять, ни юридически, ни статусно - не имел попросту статуса. Это очень мелкая фигура в Карелии. А ему премии выписывают за мужество. Мужественно много лет сироту держал в страхе и фактической эксплуатации.
Напомню: Юрий Дмитриев впервые был задержан в декабре 2016 года. Он может что угодно сочинять про провокации, но задержали его по обращению в карельскоу ГУ МВД близкого его человека, сообщившего, что он снимает приемную дочь голой
Изначально в деле Дмитриева были сотни фото, из которых множество - очень откровенного характера, в разных позах ребенка, сидя, лежа, во сне. Также на фото вместе с опекаемой девочкой была родная внучка Дмитриева, еще меньшего возраста. Он все это не отрицал и говорил, что делал фото для врачей, опеки и "просто так". Судили его тогда не только за фото и не только за хранение остатков старого обреза - также и на первом процессе рассматривали показания девочки о развратных действиях, ребенок лично давала их суду, хотя тогда ей вообще было 12 лет, вроде бы.
На втором суде Дмитриева обвиняли еще и в том, что лез ей в трусы. Также были показания о регулярных съемках, приставаниях и побоях. За эти годы трижды в сеть попадали самые шокирующие фото из дела, включая фото с внучкой. Дмитриев всегда их признавал. Также были опубликованы фрагменты показаний девочки, где она рассказывает, как он ее бил по голове. И, наконец, было признано, что еще при первом обыске на компьютере Дмитриева нашли множество специфического видеоконтента с детьми, который он просматривал.
Люди, вручающие ему разные премии, по-моему, просто перестали следить и на новостями, и за общественными настроениями
Все это похоже на какую-то вагонетку, которую толкнули и не в силах теперь остановить: она несется, Конгресс США требует Дмитриева освободить, ему дают премии, его включают в списки политзаключенных - и все на фоне появления новых фото, показаний и его собственных признаний.
Моя прошлогодняя статья на резервном аккаунте: Ошибки, секреты и подлоги публичной кампании в защиту Юрия Дмитриева
----------------------------------------------------------------------------------------------