Всегда важно ставить под сомнение беспристрастность средств массовой информации, чей контент которые мы потребляем. А эта подборка из 10-ти фильмов отлично справится с тем, чтобы напомнить нам об этом.
Постоянно присутствующие в современном мире СМИ обладают удивительной способностью подсознательно формировать и трансформировать наши взгляды и убеждения, иногда сильно искажая наше восприятие реальности. От моральной паники, вызванной тем, что на детей якобы влияют жестокие видеоигры, до вопроса о целостности наших новостных агентств, нельзя отрицать, что то, что мы видим по телевизору и в Интернете, отражает то, как мы думаем и ведем себя.
Создатели фильмов ужасов на протяжении десятилетий строили повествования вокруг антиутопической и умеренно устрашающей концепции, и вот 10 фильмов, в которых исследуются способы, которыми СМИ могут манипулировать аудиторией.
10. «Видеодром» (Videodrome), 1982
Главный продукт запутанной фильмографии Дэвида Кроненберга – «Видеодром» рассказывает о юной звезде Джеймса Вудса, распространителя запрещенных видео в поисках большого успеха. Его заинтриговал снафф-фильм, который он поймал по пиратской трансляции, и он намеревается установить контакт с теми, кто за этим стоит.
Однако дела принимают тревожный оборот, когда темные силы, действующие за кулисами, искажают восприятие реальности его разумом в соответствии со своими потребностями. Особенно жестко изображая программирование главного героя через органическую кассету VHS, втиснутую в его живот, фильм беззастенчиво ставит под сомнение то, что может случиться с теми, кто слишком жаждет попасть в кроличью нору обмана и манипуляций.
9. «Район №9» (District 9), 2009
Первый контакт между человечеством и инопланетным видом происходит, когда НЛО останавливается над Йоханнесбургом, Южная Африка. Существа на борту корабля находятся на карантине в трущобах, называемых «Район №9», и главный герой фильма, Викус ван де Мерве, присоединяется к оперативной группе, призванной регулировать и контролировать инопланетян.
Однако после контакта с таинственной жидкостью Викус медленно начинает превращаться в инопланетянина. Затем он объединяет силы с одним из существ и проводит кампании, чтобы помочь им вернуться на их родную планету. Оформленный как документальный фильм, «Район №9» исследует, как государственные органы могут скрывать и опровергать события для достижения своих собственных целей.
8. «Каннибализм: новый вкус стиля» (Cannibalism: A New Taste In Style), 2004
Информации о малоизвестном короткометражном фильме 2004 года «Каннибализм: новый вкус стиля» не так много, но его предпосылка и 30-секундный трейлер изображают очень резкую критику нашего потребления средств массовой информации.
В ближайшем будущем, когда телевизионные экраны заменят потолки, скромная семья погрузится в мир хаоса после того, как новостные передачи начнут пропагандировать каннибализм. «Каннибализм: новый вкус стиля», кажущийся насмешливым и явно ограниченный в бюджете, исследует, на что готовы пойти потребители, если они не усомнятся в том, что они смотрят.
7. «Не оставляющий следа» (Untraceable), 2008
Несомненно, вдохновленный триллерами ужасов, такими как «Молчание ягнят» и «Семь», фильм «Не оставляющий следа» 2008 года изображает Дайан Лейн в роли детектива, идущего по следу серийного маньяка, который в прямом эфире транслирует убийство своих жертв. Эти преступления, происходящие на вымышленном веб-сайте, известном как «killwithme», сфальсифицированы таким образом, что скорость и жестокость убийств определяются количеством зрителей, просматривающих ленту.
Сюжет «Не оставляющий следа», созданный с помощью неожиданных перипетий и поворотов, представляет собой мрачное исследование крайностей, в которые могут впадать пользователи Интернета, будучи защищенными анонимностью.
6. «Опал Джека Стаубера» (Jack Stauber's Opal), 2020
Двенадцатиминутный анимационный мюзикл, созданный для Adult Swim, показывающий совершенно тревожную пластилиновую картину, «Опал Джека Стаубера» можно интерпретировать по-разному, хотя это, безусловно, комментарий о том, как мы используем средства массовой информации, чтобы убежать от нашей собственной жизни и задуматься над ней.
Известный своими уникальными лоу-файными (низкокачественными) анимациями и музыкой, Стаубер представляет мир, увиденный через призму маленькой девочки, отчаянно пытающейся сбежать из своей токсичной семьи. Один из самых острых моментов – это знакомство с дедушкой Опал, который размышляет о том, почему «так легко дышится по телевизору», и осознание того, что Опал на самом деле является идеализированной версией главного героя, видимой через фильтр блестящей рекламы.
5. «Геймер» (Gamer), 2009
«Геймер» 2009 года, больше похожий на триллер, чем на фильм ужасов, тем не менее, заслуживает упоминания за его невероятно буквальный взгляд на манипуляции со СМИ. Фильм рассказывает о дихотомии между игроками виртуальной реальности и реальными людьми, которых они контролируют.
Наблюдение за главным героем, вынужденным действовать как марионетка в битвах не на жизнь, а на смерть и подвергаться развращенным ситуациям, – это интересное исследование того, что мы будем делать в той или иной ситуации. Фильм также представляет собой интересную критику нашего отношения друг к другу в сети.
4. «Смерть онлайн 2» (Death Tube), 2010
«Смерть онлайн 2» представляет собой очень низкобюджетную комбинацию вышеупомянутого «Не оставляющий следа» и оригинального фильма Джеймса Вана «Пила». Это ужасная пародия на дух времени онлайн-видео, которое в то время только набирало обороты. Группа похищенных людей должна вырваться из ряда смертельных ловушек и разгадать тайну, пока их подвиги транслируются в Интернете.
Зрители прямой трансляции показаны грубыми и жестокими, и, по иронии судьбы, самые гнусные комментаторы вынуждены участвовать в зловещих играх похитителя. Это грубое, но эффективное отражение того, насколько неприличным может быть наше поведение в Интернете.
3. «В чужой шкуре» (Possessor), 2020
Срежисированный Брэндоном Кроненбергом, сыном знаменитого режиссера ужасов Дэвида Кроненберга, фильм «В чужой шкуре» 2020 года представляет собой мрачное и весьма тревожное исследование того, как побег из нашего собственного тела может привести к диссоциации и оторванности от реальности.
«В чужой шкуре» рассказывает историю о женщине-убийце, которая может захватывать умы и тела других, чтобы наносить удары по своим целям. Однако при этом она медленно теряет себя и понимание того, кем она является на самом деле. Элементы научной фантастики определенно помогают вызвать антиутопическую атмосферу, и фильм, кажется, спрашивает зрителей, кем они могли бы стать, если бы слишком часто полагались на различные формы бегства от реальности.
2. «Экзистенция» (EXistenZ), 1999
Хотя иногда может быть немного сложно следить за повествованием «Экзистенции», фильм ужасов в стиле Матрицы от ранее упомянутого Дэвида Кроненберга, делает замечательную работу, заставляя зрителей задаться вопросом, действительно ли то, что они видят, реально.
Сюжет «Экзистенции» построен вокруг органической VR-игры, которая частично создается собственным сознанием пользователя. Однако по мере того, как сюжет закручивается, становится все труднее отличать реальность от игры, и зрители будут следить за тем, чтобы никогда слишком не увлечься какими-либо средствами массовой информации.
1. «Чужие среди нас» (They Live), 1988
Хитрый боевик-ужастик восьмидесятых, который лег в основу десятков теорий заговора, «Чужие среди нас» Джона Карпентера, пожалуй, лучший фильм о манипуляциях со СМИ.
Когда Нейда, рабочий-мигрант, которого играет рестлер Родди Пайпер, натыкается на очки, раскрывающие зловещую правду, скрытую за всеми формами рекламы и развлекательных средств массовой информации, его начинают преследовать потусторонние силы, отчаянно пытающиеся не допустить, чтобы информация достигла масс. Это заставит зрителей сомневаться в истинных намерениях всего, что они смотрят или читают, и это отличное напоминание о том, насколько нечестными могут быть СМИ, которые мы потребляем. Они живут, пока мы спим!