Санкт-Петербург был и остается главным туристическим центром России. В советские времена члены профсоюзной организации работников культуры отправились в путешествие по льготным (частично оплаченным профкомом) путёвкам, любезно предоставленным экскурсионным бюро. Наш маршрут начинался в Гатчине, пригороде Ленинграда. Здесь сохранился замечательный дворцово-парковый ансамбль, который входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дворец был построен в 1766-1781 гг. Одновременно на берегах Белого и Серебряного озер началось устройство Английского сада–первого пейзажного парка в России. В екатерининскую эпоху Гатчина считалась вотчиной Григория Орлова. После смерти графа ансамблем стала владеть императорская семья. Гатчинский дворец представляет собой трёхэтажный корпус с двумя пятигранными башнями, Сигнальной и Часовой. Фасады дворца облицованы плитами известняка, названного пудостским (по месторождению вблизи речки Пудость). Этот камень имеет удивительное свойство менять тон в зависимости от освещения. В ярком солнечном свете стены дворца кажутся золотистыми, а в пасмурные дни приобретают холодный стальной оттенок. Особенно знамениты интерьеры центрального Белого зала, украшенного лепниной и мраморными рельефами. Убранство этого парадного помещения дополнили двери прекрасного рисунка, лепка на стенах, камин белого мрамора с бронзовым барельефом, великолепный наборный паркет. Стены Тронной украсили гобелены французской работы «Азия» и «Африка», в углах стояли пышные светильники, над дверьми– вызолоченная лепнина. Всего в Гатчинском дворце насчитывалось 547 залов и комнат. Здесь были собраны уникальные произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства. В парках площадью 163 гектара всё располагает к отдыху, наслаждениям, различным утехам. Двигаясь по прибрежной аллее на берегу Белого озера, водная поверхность которого площадью 20 квадратных метров, можно выйти к острову Любви, на мысу которого возведён из дерева с фундаментом из камня и плит, павильон Венеры. Пронизанная светом и воздухом, постройка гармонично вписывается в пейзаж. Здесь устраиваются концерты старинной музыки. От озера можно подняться по склону холма к павильону «Берёзовый домик». Это оригинальное сооружение конца 18 века напоминает поленницу настоящих берёзовых дров. Внутри Павильона– сюрприз– нарядный будуар с зеркалами и росписью.
Склоняем головы перед талантливыми реставраторами, художниками, строителями, которым удалось возродить из руин замечательные памятники, сожжённые фашистскими оккупантами.
С не менее роскошным внутренним убранством встречает экскурсантов Павловский дворец- музей, выдающийся архитектурно-художественный памятник конца 18– начала 19 века. Задуман Павловский дворец и парк площадью 600 гектаров как летняя резиденция для сына Екатерины II– Павла, тогда еще великого князя. Здание дворца, состоящее из 8 корпусов и насчитывающее 303 помещения, сдержанное и строгое снаружи, поражает изысканностью внутренней отделки. Залы дворца, разнообразные по планировке и назначению: Танцевальный, Итальянский, Греческий, Войны и Мира, Бильярдная, Библиотека, Белая столовая, Старая гостиная, Парадная спальня украшены вазами из цветных камней Урала и Алтая, художественными изделиями из стали, фарфора, цветного стекла, слоновой кости и янтаря. В огромном зале Библиотеки размещались богатейшее собрание книг, коллекция гравюр, чертежей и монет. В Ковровом кабинете французские гобелены и брюссельские шпалеры на сюжет романа «Дон Кихот». В будуаре Марии Фёдоровны– фарфоровый стол с видами Павловска производства Петербургского фарфорового завода. Картины итальянских художников, копии античных скульптур и много других роскошных предметов. В парке, который великолепен всегда: и в весеннем цветении, и в летнем сиянии солнца, и золотой осенью, и убранный снежным покровом, созданы семь основных районов как семь поэтичных образов русской северной природы. «Что шаг, то новая в глазах моих картина…»,– писал о Павловском парке В. Жуковский.
Здравомыслие и спокойствие позволяют сделать логичный вывод. Роскошь дворцов, великолепие парковой архитектуры – всё по-царски богато и красиво, как и должно быть там, где обитали члены императорской семьи. Когда возникает искушение у современного богача, который из грязи в князи, создать в своём коттедже дворцовый антураж, то это уже нелепо и даже смешно.
Особенное впечатление произвел Петергоф, главным символом которого являются фонтаны, их насчитывается около 100. У подножия Большого каскада расположен центральный– «Самсон, раздирающий пасть льва». Роскошная скульптура сооружена по приказу Анны Иоанновны в 1735 году в ознаменование 25-летия победы русских войск над шведами под Полтавой, одержанной в день святого Самсония Странноприимца. Скульптурная группа была отлита по модели скульптора Карло Растрелли из свинца. Все замирают в восхищении перед этим великолепием, струя воды бьёт вверх на 21 метр. Еще запомнился один из самых торжественных фонтанов, расположенный на естественном холме, – Шахматная горка с белыми скатами, который также называют Драконовым каскадом. Детей привлекали неожиданные фонтанчики: наступаешь вроде бы на обычный среди многих камушек-голыш, и неожиданно бьёт струя под веселый визг ребятишек.
Мемориальный Музей-Лицей расположен в здании бывшего императорского Царскосельского лицея – одного из привилегированных учебных заведений России первой четверти 19 века, который был открыт императором Александром I в 1811 году для детей дворян. С 1811 по 1817 в лицее воспитывался Александр Пушкин. Здесь он нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству. «Близ вод, сиявших в тишине» юному поэту стала «являться Муза». Первый лицейский выпуск, впоследствии названный пушкинским, оказался самым блистательным. Имена многих выпускников вошли в историю: дипломат А. М. Горчаков, поэты А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, адмирал Ф. Ф. Матюшкин, декабрист И. И. Пущин. Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты первого выпуска. Большой зал, Газетная комната, Библиотека с подлинными книгами, учебные классы, спальни воспитанников. Удивительно, но спальня рассчитана на одного человека. Глядя на эту крохотную комнатку, с ужасом вспоминала пятиместные «номера» в студенческом общежитии. Видимо, понимали в то далекое время, что у ребенка должно быть личное пространство, человеку надо иногда чувствовать себя в уединении, оставаться наедине с любимой книгой, со своими мыслями или хотя бы во время сна. Неприхотливое убранство вполне устраивало подростка: окно, у одной стены кровать, у другой– небольшой комод, в углу – письменный стол- бюро, стул, у входа–своеобразный умывальник с тазиком и кувшином. Лёгкая дверь со стеклом под занавеской выходила в широкий коридор, по которому прохаживался ночной воспитатель или сторож, наблюдая за жильцами.
Вот такие получились экскурсии с рассуждениями. Этим пока и ограничимся, хотя в городе экскурсий: куда не пойди– везде памятные места. Были в нашей программе Государственный Эрмитаж, Петропавловская крепость, Русский музей и видели то, что когда-то Анна Ахматова:
«Вновь Исаакий в облаченье
Из литого серебра,
Стынет в грозном нетерпенье
Конь Великого Петра».