Спортивная гимнастика СССР в середине прошлого столетия переживала золотое время. Это были дни, когда вопрос ставился не "сколько золотых медалей возьмут советские атлеты на чемпионате?", а "завоюет ли сборная СССР все первые места на соревновании?" Ушло то время, но память о тех спортсменах, ковавших славу спортивной гимнастики, останется навсегда. И сейчас, обучая новое молодое поколение, за пример берут выступления и элементы легенд: Чукарина, Латыниной, семьи Муратовых, а также великого Бориса Анфияновича Шахлина, о котором и пойдет речь в этой статье.
Борис Шахлин родился 27 января 1932 года в городе Ишиме Тюменской области. В 12 лет Боря вместе с четырнадцатилетним братом Аркадием остались сиротами и попали на воспитание к бабушке, которая не сильно жаловала внуков, но и в беде их не бросила. Судьбоносным стало решение будущего чемпиона пойти заниматься в железнодорожную детскую спортивную школу, где работал удивительный человек - Василий Алексеевич Порфирьев. Еще в молодости он перенес тяжелую болезнь, которая сильно ударила по его спине и лишила возможности нормально разгибаться, но при этом он все равно работал тренером. И именно такой пример высококлассного педагога и вдохновлял его юных учеников работать с большим усилием и желанием, что помогало им добиваться результатов.
Именно Порфирьев первым разглядел высокий потенциал Шахлина и рекомендовал тому отправиться учиться не в железнодорожное училище, куда его направляла бабушка, а в Свердловский техникум физкультуры, где у молодого атлета могли быть дальнейшие перспективы развития.
В Свердловск я приехал, можно сказать, "маститым" - по ишимским меркам - гимнастом. Имел твердый второй разряд. А к гимнастике рано прикипел во многом благодаря Василию Порфирьеву. Уникальная, между прочим, личность была: школьный учитель физкультуры был удостоен в сороковые годы звания заслуженного мастера спорта, а в 80-м, на московской Олимпиаде, получил удостоверение заслуженного тренера СССР. Во всяком случае, когда я приехал в Свердловск, то по технической подготовке - а это альфа и омега нашего вида спорта - смотрелся на голову выше своих однокашников. Естественно, что это заметил преподававший в техникуме гимнастику Эдуард Рунг и сразу взял меня под свою опеку. Из техникума два года спустя я вышел без пяти минут мастером спорта. (из воспоминаний Бориса Шахлина)
И теперь уже Рунг вложил в своего ученика очень много, в том числе благодаря именно ему был сделан следующий шаг на пути к великой карьере гимнаста. Эдуард Федорович предложил Борису поступать в Киевский институт физкультуры, где в то время работал Александр Семенович Мишаков - гениальный тренер, воспитавший абсолютных чемпионов Олимпийских игр и в мужской, и в женской гимнастике.
О великом Викторе Чукарине можно прочитать по ссылке.
Попав к такому сильному специалисту, Шахлин начал быстро прогрессировать и уже в 1953 году попал в состав сборной СССР и впервые завоевал командное «золото» на турнире Международного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте. Следующим шагом стал Чемпионат мира в Риме 1954 года, где Борис выиграл серебро на перекладине и золото в командных соревнованиях вместе с Чукариным и Муратовым.
О семье Муратовых отдельно рассказано здесь.
Стремительное развитие карьеры и победы на Чемпионате Европы сделали Шахлина одним из лидеров советской сборной, и на предстоящую Олимпиаду он уже отправлялся одним из фаворитов.
Олимпийские Игры в Мельбурне 1956 года
Эксперты пророчили мужской сборной СССР россыпь золотых медалей, и это предсказание сбылось, но только Шахлин завоевал первых мест меньше, чем можно было представить до начала соревнований.
Само собой, будучи самой сильной командой, советские спортсмены выиграли общий зачет, и тем самым Борис завоевал звание Олимпийского чемпиона. Но оно стало не единственным, и в личных соревнованиях молодой гимнаст проявил себя.
К сожалению, в силу разных причин, мне не суждено было в тот раз бороться за победу в многоборье. У меня была только одна возможность завоевать медаль олимпийского чемпиона - в махах на коне. Для этого мне пришлось тоже провести весьма напряженный поединок с... Такаси Оно! После обязательной программы мы с ним имели одинаковые оценки. Произвольную комбинацию я решил выполнить, как говорится, повеселее, отважился включить в нее довольно трудную для тех времен концовку, так называемую «вертушку Шагиняна». Риск оправдал себя. Мне удалось выиграть у Оно снова же... 0,05 балла, что и принесло мне золотую медаль в махах на коне. (из воспоминаний Бориса Шахлина)
Следующим важным стартом был Чемпионат мира в Москве 1958 года. Без тени сомнения именно это соревнование можно назвать именем Бориса Шахлина, ведь завершился он для спортсмена без преувеличения сказать триумфально: пять золотых медалей, одна из которых завоевана в самом престижном виде - многоборье, а остальные - команда, конь, брусья и перекладина.
Олимпийские Игры в Риме 1960 года
Самой главной интригой Игр в отношении спортивной гимнастики было противостояние двух сильных мужских сборных Японии и СССР. В тот момент многие специалисты ставили на победу лидера японской команды Такаси Оно, который был феноменально готов и боролся на каждом снаряде. В обязательной программе он опережал Шахлина на 0,3 балла.
После прохождения трех видов произвольной программы ситуация не изменилась. Уже сложно было поверить, что есть хоть малейшая возможность изменить ситуацию. У Бориса шансы на победу были только в том случае, если он сам пройдет оставшиеся три снаряда с максимальными оценками, а Такаси ошибется.
Советские спортсмены в заключительной части программы выступали первыми, и это было на руку нашим гимнастам: не надо было ждать и в случае качественного выполнения упражнений можно было психологически подломить противника. За махи на коне Шахлин получил 9,75 балла. Следом шли нелюбимые кольца.
Как и все гимнасты, Оно знает, что раньше я никогда не блистал в упражнениях на кольцах. Следовательно, если сейчас я покажу высокий балл, то буквально ошеломлю лидера. Тем более что Оно должен видеть мое выступление: японцы уже приехали, сразу по окончании нашего выступления на кольцах они выйдут на помост.
И вот я на кольцах. С первого движения с радостью чувствую, что упражнение идет четко, плавно, чисто, как говорится, без сучка и задоринки. Также отлично выполняю соскок, четко приземляюсь.
Наконец оценка. Ого! Мне удалось удивить не только Оно, но и себя самого! Есть желанные 9,8! Для меня это все равно, что для другого «десятка». Не трудно представить, как вытянулось лицо у моего соперника. Чего-чего, а такого сюрприза от меня именно на кольцах Оно не ожидал! (из воспоминаний Бориса Шахлина)
И тактический замысел советского атлета сработал. Оно дрогнул на вольных, его балл составил всего 9,55. То есть за один вид Борис отыграл столько, сколько потерял за два. А значит, золото еще можно достать, если самому отработать должным образом. Но не зря же нашего гимнаста именовали "Железным"!
Последний вид. У сборной СССР это опорный прыжок, а у японцев махи на коне. Шахлин делает все возможное, не дает нервам и напряжению взять верх и получает 9,75 балла, а общая сумма составляет 115,95. Остается дождаться оценки Оно. Когда судьи наконец объявляют финальный баллы японца, с уст тренера Александра Семеновича срывается короткое и звучное: "Ура!". 115,90 балла! Судьбу золотой медали решили какие-то 0,05, сделавшие Бориса Шахлина Олимпийским чемпионом в столь престижном многоборье.
Этим можно было бы и ограничиться в перечислении событий Игр в Риме, лишь указав общее число первых мест советского гимнаста, но эта Олимпиада для Бориса запомнится и еще одним моментом - выступлением на перекладине.
Во время выполнения упражнения у Шахлина на руке порвалась кожаная накладка, без которой дальнейшая работа со снарядом считается опасной. Если такое происходит на тренировке, то гимнаст должен прекратить упражнение, так как можно упасть. Возможно, в какой-то момент Борис так и собирался сделать, но передумал. Он крикнул Мишакову: "Страховать внимательней!" и продолжил выступление. Когда наконец-то советский атлет исполнил соскок, то он осмотрел свою руку и увидел на ладони кровавую мозоль. "Бронза"- мерило мужества и стойкого характера, проявленного Шахлиным в тот критический момент.
По итогам Рима Борис привез домой россыпь медалей: четыре золотых (многоборье, конь, брусья, опорный прыжок), две серебряных (команда, кольца) и одну бронзовую (перекладина).
Олимпийские Игры в Токио 1964 года
За следующее четырехлетие ситуация в мужской спортивной гимнастике изменилась: сборная Японии стала значительно сильнее, а в команде СССР на лидирующие позиции вышли другие атлеты. Но Шахлин не был бы собой, если бы не попытался еще раз побороться за олимпийское золото.
Вообще, те Игры запомнятся любителям гимнастики хотя бы потому, что в многоборье итоговое распределение мест осуществилось достаточно необычном образом. И если золото безоговорочно выиграл японец Юкио Эндо, то со вторым местом ситуация была другая: совершенно одинаковую сумму баллов набрали сразу три спортсмена, поэтому серебряную медаль пришлось вручить Борису Шахлину, Виктору Лисицкому и Сигео Цуруми. Уникальная ситуация!
С другой стороны, в остальном тот турнир выглядел достаточно пессимистично для советской сборной на фоне прошлых соревнований. Обострившаяся конкуренция среди других стран не дала нашим атлетам привезти домой уже привычную к тому моменту россыпь золотых наград.
Олимпийский турнир приближался к финишу, а в копилке мужской сборной СССР не было ни одной золотой медали. Вольные упражнения выиграл итальянский спортсмен Меникелли, упражнение на коне – Церар, на кольцах – Хаята, опорный прыжок – Ямасита, на брусьях чемпионом стал Эндо. В активе нашей мужской команды было 5 серебряных и 2 бронзовые медали. В общем, негусто, особенно на фоне блестящего выступления японцев. Нашим руководителям только и оставалось, что надеяться на выступление на перекладине. Точнее, на меня и Титова, имевших лучшие предварительные результаты в этом виде... Думал ли я, готовясь к выступлению на последнем снаряде, о спасении престижа советской гимнастики? Вряд ли. Хотя где-то в подсознании подобная мысль, возможно, и промелькнула. В любом случае комбинация удалась мне на все сто процентов. Или почти на все сто. После окончания соревнований ко мне подошел один из наших спортивных боссов, поздравил с победой и сказал такую фразу: “Видно, ты и впрямь железный”...
На Играх в Токио Шахлин выиграл одну золотую, две серебряные (команда и многоборье) и одну бронзовую (кольца) медали. Это была последняя Олимпиада для Бориса в качестве спортсмена.
После завершения спортивной карьеры Олимпийские Игры для Шахлина не закончились. Теперь уже в качестве судьи он принял участие еще в девяти Олимпиадах. Итого за плечами великого спортсмена аж целых двенадцать главных стартов четырехлетия!
В заключении статьи хотелось бы сказать, что не только спортивные достижения увековечили имя Бориса Шахлина, но и художник Дмитрий Жилинский, изобразивший его на картине "Гимнасты СССР" вместе с товарищами по команде.
Все статьи цикла можно найти по тегу #великие победы отечественного спорта
Если вам понравилась статья, то ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на мой канал.
Спасибо!
Другие статьи из цикла великих побед:
Бесперспективная спортсменка,вопреки обстоятельствам ставшая двукратной чемпионкой в 30 лет
Тяжелоатлет и многократный мировой рекордсмен, на чьи достижения равнялся Шварценеггер
Легенда велоспорта, выигрывавший золото во время и после окончания спортивной карьеры