Найти в Дзене
Герои Истории

Странный Корабль или несостоявшийся технологический прорыв XVII века

"Странный Корабль" и его изобретатель Жан Десон. Гравюра XVII века.
"Странный Корабль" и его изобретатель Жан Десон. Гравюра XVII века.

Необычный корабль, изображенный на хранящейся в Морском музее Нидерландов гравюре, действительно был построен в 1653 году в Роттердаме. Что изображено на рисунке? Надпись гласит:

"Истинная и совершенная форма Странного Корабля, построенного в Роттердаме в 1653 году... Его изобретатель берет на себя обязательство в один день уничтожить 100 кораблей, переплыть из Роттердама в Лондон и обратно за один день... и за 6 недель отправиться в Ост-Индию и бежать так быстро, как только птица может летать. Ни огонь, ни шторм, ни пули не смогут помешать ему, если это не будет угодно Богу".

Размеры корабля составляли: длина 72 фута (22 м), высота 12 футов (3,7 м), ширина 8 футов(2,5 м). Судно наполовину погружалось в воду и имело одинаковые, обшитые железом, носовую и килевую части, выполнявшие функцию таранов. Приводился в движение корабль внутренним гребным колесом.

Чертеж "Странного Корабля". Гравюра XVII века. Источник изображения wikimedia.commons
Чертеж "Странного Корабля". Гравюра XVII века. Источник изображения wikimedia.commons

Вот такое супероружие ХVII века – скоростной катер и таран одновременно. На самом деле, в период первой англо-голландской войны 1652-1654 годов в Роттердаме французский изобретатель Жан Десон взялся соорудить подобный корабль. Данное судно должно было дать технологическое преимущество голландцам, сражавшимся в то время с английским флотом и переломить ход войны в пользу Нидерландов.

"Странные Корабли" в бою. Гравюра XVII века. Источник изображения wikimedia.commons
"Странные Корабли" в бою. Гравюра XVII века. Источник изображения wikimedia.commons

Оливер Кромвель, лорд-протектор Англии и вождь английской революции получил от своих шпионов информацию о том, что в Роттердаме построено необычайное морское судно, способное пройти сквозь флот британских кораблей и атаковать морские порты страны. Кромвель был весьма озадачен.

Сражение при Ливорно 14 марта 1653 г. Художник И. Лингельбах. 1660 г.
Сражение при Ливорно 14 марта 1653 г. Художник И. Лингельбах. 1660 г.

Корабль стал достопримечательностью Роттердама. Тысячи людей стекались на верфь, где строилось судно, чтобы увидеть техническое чудо XVII века. За посещение была установлена плата. Порядка 27000 человек посетили «Странный Корабль». Однако власти Нидерландов относились к проекту достаточно скептически. Основное финансирование осуществлялось французским аристократом монсеньёром Дю Плесси Бонно.

В итоге, Десон не смог найти двигатель, чтобы привести в движение внутреннее гребное колесо и судно осталось недвижимым. Создав своему чудо-кораблю рекламу, но не сумев претворить идею в жизнь, наделавший долгов изобретатель ретировался в неизвестном направлении.

Корабль еще несколько лет находился на судоверфи в Роттердаме, став местной достопримечательностью. В конце концов, его разобрали и пустили на дрова. До появления первого парохода оставалось ещё полтора века.

Д.М.

Рекомендую к прочтению:

Как король Пруссии всеобщее школьное образование вводил

Полинезийский детектив: происхождение батата

Как появилось слово "бистро". Реальная история

Как появился торт "Наполеон"

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!