Люди склонны как к невинному обману, так и к наглой лжи, тяготеют к жульничеству и мошенничеству и применяют нынче на практике эти свои предпочтения всё более беззастенчиво. И, увы, относятся данные нелицеприятные слова отнюдь не только к политикам, юристам и представителям «жёлтой прессы», но и ко всем прочим простым смертным. Но вот впервые учёным удалось объяснить подобное непотребство элементарной нехваткой времени.
Ещё Нитцше жаловался: «Люди лгут невыразимо часто». Однако эти свои выводы он строил на собственных наблюдениях и личных впечатлениях, которые не обязательно в точности отражали действительность. Сегодняшние исследователи вынуждены несколько подкорректировать обобщения знаменитого философа.
Как часто врёт человек? 200 раз на день? Во всяком случае именно это число чаще всего мелькает в Интернете, средствах массовой информации, докладах и даже в дипломных работах.
Однако никто не знает доподлинно, откуда же это число взялось. Кто-то ссылается на британских исследователей, другие называют американского психолога, чья фамилия фигурирует аж в трёх вариантах: Frazer, Fraser и Frazier. Однако в научных базах данных не нашлось ни одной работы под таким именем, посвящённой лжи. Так что вполне возможно, что это расхожее число 200, характеризующая количество ежедневных человеческих обманов, само по себе является большим обманом.
Серьёзные исследования приходят к более скромным величинам. Американский психолог Бэлла Де Пауло предложила 147 участникам эксперимента записывать в свои дневники все случаи небольших обманов и маленьких неправд, к которым они прибегали во время общения с разными людьми.
В итоге получилось, что в среднем люди пользуются обманом всего лишь два раза в день. Правда, здесь не учитывались традиционные американские вежливые обманы, когда на вопрос «Как дела?» при любом состоянии своих дел американцы неизменно отвечают «Fine!» («Прекрасно!»). Кроме того, в ходе исследования предполагалось, что его участники честно напишут о своей лжи, однако понятно, что истинные лжецы будут делать это в последнюю очередь.
Чаще всего врут те, кто хочет произвести впечатление
Как свидетельствует другое американское исследование, обманываем мы всё-таки заметно чаще, чем два раза в день. Особенно наглядно это в ситуациях, когда мы хотим кому-нибудь понравиться или произвести на него впечатление.
Роберт Фельдман из Массачусетского университета предложил 121 студенту десятиминутную беседу с неизвестным человеком, перед которым студенты должны были предъявить себя в качестве симпатичных или компетентных в чём-то людей.
Беседа была записана и затем воспроизведена перед студентами, которые сами должны были оценить уровень нагромождённой во время беседы лжи. 60 процентов участников откровенно поведали о своих маленьких или больших обманах, к которым они прибегли для достижения необходимого эффекта.
Маленькая ложь заключалась в выражении симпатии к человеку, который её вовсе не вызывал. А к большой прибег абсолютно чуждый музыке студент, который причислил себя к членам рок-группы.
В итоге была наглядно продемонстрировано, что мужская часть более склонна к хвастовству, в то время как женщины настроены на консенсус с собеседником.
2,9 обмана в коротеньком разговоре
В целом же не было выявлено особых различий между женской и мужской частями испытуемых. Как рассказывает исследователь, студенты сами были поражены, насколько часто они привирают. В среднем получилось 2,9 обмана в коротеньком десятиминутном разговоре.
В следующем тесте психолог пригласил участников эксперимента к ещё одному разговору с незнакомцем. Однако при этом половине группы он сообщил, что они больше никогда не увидят собеседника, а остальным сказал, что им предстоит ещё три новые встречи с ним.
И если кто-то подумает, что те, кто больше не рассчитывал увидеть своего собеседника, врали особенно вдохновенно, сильно ошибётся. Ибо насыщенность обманами в обоих случаях достигла почти 80 процентов.
А женская часть испытуемых особенно усердно сочиняла небылицы именно в тех случаях, когда она рассчитывала на новые встречи с собеседником. Очевидно, невинный обман в качестве так называемого социального клея был для дам более значим, нежели риск быть уличёнными в обмане при последующих встречах.
Это исследование даёт основания полагать, что склонность ко лжи зависит не столько от личности, сколько от ситуации и условий, а также от того , как эта ложь будет воспринята.
Бытиё определяет враньё
Иными словами, типичных лжецов меньше, чем типичных обстоятельств, способствующих вранью. Находящийся под прессом внешних обстоятельств, вынужденный чего-то добиваться или оправдываться человек, прибегает к обману чаще, чем крепко стоящий на ногах гражданин, которому ничего никому доказывать больше не нужно.
Американский институт этики после тщательного обследования 30 тысяч студентов высших учебных заведений пришёл к выводу, что обман в вузах безудержно растёт. В недавнем опросе 64 процента студентов признались, что они в прошлом году по крайней мере однажды прибегали к обману во время экзаменов.
Похожая ситуация наблюдается и в Германии. Чего стоят одни лишь быстро раскрутившиеся вебсайты, которые учат, как с помощью мобильника, покрытых надписями бутылок с водой и шпаргалок, проявляющихся в ультрафиолете, можно обмануть преподавателя на экзамене!
Кто больше зарабатывает, тот больше врёт
Амбициозная молодёжь обманывает чаще, чем представители более солидного возраста, потому что ей приходится преодолевать множество препятствий на пути к поставленной цели. Однако здесь имеются исключения, как выяснилось в процессе совсем недавнего американского исследования. Из него следует, что особенную склонность ко лжи проявляют хорошо зарабатывающие люди.
В переговорных ситуациях они частенько играют краплёными картами, в погоне за прибылью не брезгуют нарушать общепринятые правила и откровенно обманывать партнёров. И при этом совершенно не понятно, зачем они это делают уже будучи вполне обеспеченными и ни в чём не нуждающимися людьми.
Исследователь Пол Пифф из Калифорнийского университета предполагает, что в подобных зажиточных кругах вырабатывается своя система ценностей, в которой жажда наживы и другие эгоистические проявления стоят значительно выше стремления к истине и общепринятых общественных взаимоотношений.
Это не обязательно означает, что именно богатство само по себе неизбежно приводит ко лжи. Ибо как только психологи своим менее состоятельным в финансовом плане участникам экспериментов внушали, что тяга к наживе есть весьма позитивное качество, те тотчас же начинали лгать безо всякого зазрения совести.
Что, собственно, опять же доказывает, что в добившихся больших денег кругах укоренился именно такой настрой: прибыль, точнее, моя личная прибыль – превыше всего! А всё прочее есть придумки второго сорта, с которыми в необходимых случаях можно просто не считаться.
Кто дольше думает, тот ближе к правде
Совести требуется некоторое время, что быть услышанной. И из этого следует, что в нашу эпоху тотальной нехватки времени ситуация для проявления лжи становится всё более предпочтительной.
И действительно: как выяснили исследователи из Каролинского университета, в посланиях по электронной почте содержится вполовину больше лжи, нежели в классических письмах. А всё потому, что на клавишах сочиняется и пишется быстрее и, стало быть, быстрее и ложь прокладывает свой путь к адресату.
При этом исследователи видят печальные последствия данного явления не только для завзятых интернет-пользователей, но и для финансовых учреждений. Например, замечено, что налоговые декларации, отправленные онлайн, содержат в себе заметно больше заведомо ложных сведений, чем декларации, заполненные на бумажном носителе.
Так что к крику души философа Нитцше: «Люди лгут невыразимо часто» сегодня следует добавить: но смотря где и когда.
О том, сколько раз в течение года в среднем умудряются солгать мужчины, читайте здесь.