Андрей Правов
В вопросе о новых американских санкциях против организаций, занятых на строительстве газопровода «Северный поток - 2», происходит какая-то путаница. В середине мая государственный секретарь Соединенных Штатов Энтони Блинкин заявил, что в интересах его страны приостановить санкции. Однако уже через несколько дней министерство финансов США сообщило о том, что новые санкции против России в связи со строительством газопровода все же вводятся.
Так как же вас понимать, господа? Каковы ваши планы? Будите вводить новые санкции, касающиеся строительства газопровода из Россию в Германию? Или нет?
Ряд наблюдателей объясняют происходящее сложной дипломатической игрой, затеянной американцами в преддверии возможной встречи между президентами Владимиром Путиным и Джо Байденом. Она, как известно, планируется на середину июня. Однако российская сторона до сих пор так и не дала на нее окончательного согласия.
При этом Москва недвусмысленно подчеркивает, что все зависит от возможной повестки дня. То есть, как указывается, на встрече должны обсуждаться важные вопросы, такие как разоружение, экономическое сотрудничество, борьба с коронавирусом и другие. Тратить же время на обсуждение вопросов внутренней жизни России, или таких, например, как «кому принадлежит Крым» или «почему арестован Навальный» российская сторона не намерена. Равно как она не намерена и выслушивать от США каких-то нотаций и указаний в манере разговора классного руководителя со школьником.
Тем не менее, по ряду оценок, Вашингтон сейчас хочет заставить Москву стать более податливой. Вероятно, новому президенту Джо Байдену было бы выгодно в преддверии возможных переговоров показать свою «ковбойскую лихость» и жесткий настрой. Отсюда и повисшая в воздухе неопределенность относительно возможности ввести новые санкции против России за строительство газопровода «Северный поток – 2». Дескать, будите вести себя более уступчиво на предстоящей встрече, не введем, продолжите жесткую линию – введем обязательно.
Непонятность ситуации вокруг санкций может объясняться также и стремлением окружения президента Байдена как-то смягчить критику в связи с заявленной ранее возможностью их отмены со стороны ряда сенаторов от Республиканской партии. Они, естественно, пытаются воспользоваться этой возможностью для того, чтобы обвинить Байдена, а вместе с ним и всех демократов, в слабости и даже в попытке «подыграть Путину». Как указывается, отмена возможных санкций станет «слишком щедрым подарком русским перед саммитом».
Согласно еще одной версии происходящего неопределенность с санкциями может стать неким призывом Вашингтона к Москве ограничить контакты с Пекином. Ведь, как известно, несколько дней назад президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин вместе дали старт общему проекту – строительству 7-го и 8-го блоков Тяньваньской АЭС и 3-го и 4-го блоков АЭС «Сюйдапу» в Китае.
«Можно сказать, что сейчас российско-китайские отношения вышли на самый высокий в истории уровень», – сказал при этом Путин.
Наметившееся дальнейшее сближение Москвы и Пекина все серьезнее беспокоит Вашингтон. Там, по многим данным, стремятся предпринять любые шаги, лишь бы помешать этому. Так что не исключено, что на переговорах между Путиным и Байденом речь может пойти именно о таком предложении американцев: вы, дескать, сдерживаетесь в развитие своих отношений с китайцами, а мы снимаем возражения по поводу вашего газопровода.
Однако, согласно большинству оценок, подобный призыв вряд ли сработает. В отношениях с другими странами Москва ориентируется на собственные интересы.
Еще одним объяснением происходящего с заявленной отменой, а затем сразу с усилением санкций, некоторые наблюдатели считают нежелание Вашингтона уж очень резко отклонять просьбы, звучащие сегодня из Киева. Для режима Владимира Зеленского появление новой газовой трубы в Европу, параллельно украинской, означает не только серьезное поражение в глазах избирателей, но и возможно реальный денежный ущерб.
В ремонт и совершенство старого газопровода, построенного еще при СССР, до сих пор ни одна власть уже независимой Украины никаких средств не вкладывала. А значит возможны проблемы. Одно дело, если они возникнут в условиях монополии на прокачку газа, и совершенно иное, если у украинской трубы будет сильный конкурент.
Отсюда и серьезная озабоченность Киева, вызванная самой возможностью встречи между Путиным и Байденом и намечающейся там, по ряду оценок, повесткой дня. Так президент Украины Владимир Зеленский уже несколько раз высказал свои опасения о возможной отмене санкций США по «Северному потоку – 2». Он указал, что США могут пойти на такой шаг, если, согласно словам Зеленского, «будут размениваться на что-то очень серьезное». «Меня это беспокоит», - добавил украинский президент.
То есть вполне возможно, что новое решение о санкциях, озвученное минфином США, в определенной степени является шагом со стороны Вашингтона с целью как-то успокоить и Киев. Тем более, что несколько дней назад Верховная рада Украины выпустила обращение к конгрессу США с призывом именно ввести санкции против всех участников проекта «Северный поток – 2». В обращении указывается даже, что Россия может попытаться использовать проект «в качестве энергетического оружия».
Однако, по многим оценкам, «украинский фактор» в пользу причин, заставляющих Вашингтон усилить санкции против России в случае с «Северным потоком – 2», работает все слабее и слабее. По ряду данных, американцы уже очень устали от всего того, что происходит на Украине, и прежде всего думают о собственной выгоде.
И здесь большим аргументом в пользу того, чтобы прекратить препятствовать строительству газопровода и отказаться от санкций является позиция Германии. Эта страна крайне заинтересована в завершении проекта, который сулит ей немалые экономические выгоды. Не принимать в расчет интересы крупнейшего европейского союзника в данном вопросе Вашингтон также скорее всего не хочется.
Очевидно, что вся эта история с вводом и отменой новых американских санкций в связи со строительством «Северного потока – 2», скорее всего может завершиться саммитом президентов России и США. В таком случае очень велика вероятность отмены санкций. Возможны, конечно же, и варианты, что Владимир Путин и Джо Байден ни до чего не договорятся, или саммит вообще не состоится. Тогда санкции скорее всего еще умножатся. Но надо все же надеяться на лучшее…
А вы как считаете?