К сожалению, уважаемые родители, вы должны быть готовы к тому, что коррекция – это длительный и очень непростой процесс работы. В среднем он длится от 2х до 3х лет, вплоть до школьного возраста. В некоторых случаях детей нужно сопровождать и в первые годы школьного периода.
Родители должны уметь оценивать свой опыт прохождения всех коррекционных мер. Конечно, это выполняется не самостоятельно, а при помощи специалиста, готового сопроводить вас на протяжении всего процесса по следующим вопросам:
- Видят ли родители результативность от занятий? Видят ли они цель? Понимает ли они эту цель? (Если несколько специалистов работают с ребёнком, то от каждого требуется отчёт).
- Понимают ли родители, чем занимается специалист с ребёнком?
- Где зона ближайшего развития у ребёнка в том или ином навыке?
- Видят ли родители достижения своего ребёнка?
Диагностика – это важный этап в коррекции ребёнка. Выполняется она 3 раза в год (в случае годичной программы): 1 раз – на вхождение ребёнка в программу, 2 раз – идёт срез примерно в середине коррекции и 3 – в конце программы. Коррекцию проводят те специалисты, которые непосредственно работают с ребёнком. Если это только логопед, то он и будет проводить диагностику. Если происходит комплексная коррекция: логопед и психолог или работа логопеда, психолога и дефектолога – тогда каждый специалист должен провести диагностику и дать свой отчёт.
Если говорить про диагностику в нашем Центре Развития Речи «Говоруша», то у нас есть программа комплексного сопровождения, которая длится 3 месяца. Это более короткий и более интенсивный путь, где диагностика проходит каждый месяц. Затем эти результаты демонстрируются родителям.
Диагностика важна и необходима, так как без неё мы не будем знать, куда нужно двигаться, и где ближайшая зона развития. Без неё мы не понимаем, что происходит с ребёнком: у него формируется определённый навык, или мы застряли? Также диагностика нужна для того, чтобы понять: нет ли откатов назад в развитии ребёнка?
Из этого вытекает понимание, чем конкретно занимается специалист. Имея обратную связь, родители владеют информацией о том, по каким критериям занимаются с ребёнком, а также получают достоверные ответы по каждому из навыков ребёнка. И в дальнейшем всё это складывается в большое достижение.
Как родители должны помочь ребёнку во время коррекции?
- Ни в коем случае не сравниваете ребёнка ни с каким другим. Не сравниваете его этапы развития в семье, например, с братом или сестрой. Вы наносите ребёнку психологическую травму, с которой он будет работать всю жизнь. Также не стоит сравнивать ребёнка со его сверстниками, ведь у каждого свой путь развития, и вы можете многого не знать об особенностях других детей.
- Стоит сравнивать вашего ребёнка с ним самим. Например, каким он был до и после коррекции, ребёнок 2 месяца назад и сейчас, и так далее. Это очень важно, потому что, если вы сравниваете своего ребёнка с другими – то вы создаёте ему и себе сильный стресс. Если же вы сопоставляете его достижения с прошлым и нынешним периодом, то вы видите его и свои шаги развития.
- Очень важно, чтобы вопрос: «А он будет когда-нибудь нормальным?» – не посещал вашу голову. Наиболее важным будет то, что вы видите малейшие продвижения ребёнка. Вы должны всё замечать и громко аплодировать себе и своему малышу.
- Ни в коем случае не обесцениваете любые успехи ребёнка, иначе вы ничего не достигнете, так как будете постоянно пребывать в состоянии депрессии и унынья. А также будете сваливаться в агрессию к себе и к ребёнку, что тоже неблагоприятно скажется на эмоциональном и психологическом состоянии. Перехвалить такого ребёнка вы не сможете. Поймите, что ему очень нужна ваша поддержка.
Да, есть дети, которые никогда не смогут подтянуться к нормативному развитию по причине инвалидности, так как это органическое поражение мозга. Здесь нарушена речь вторична. При попытке вызывания речи, мы понимаем, что это системное нарушение, и может быть, что у ребёнка речь так и не появится. Но это не значит, что на нём нужно ставить крест. Нет! Нужно сделать максимум того, чтобы адаптировать ребёнка к жизни, и чтобы он смог дойти до своей нормы.
Только вера в своего ребёнка поможет ему выйти в свою максимальную норму, и для каждого она будет своя.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Получить более подробную информацию обо мне и Центре Развития Речи «Говоруша» можно по ссылке (кликните): наши контакты.