юмористический обзор фильма
Теперь друзья думают, что им делать. Милицию вызывать нельзя, Михала просто посадят и отнюдь не в кресло. Он сделал так, как велела цыганка и теперь все улики против него. Хотя Казик настроен оптимистично. Надо что-нибудь придумать и обдурить красную шляпу. Поскольку фантазия у Казика такая бурная, что он уже наговорил на десять фильмов, он тут же придумывает план. Никто из соседей, даже красная шляпа не знает, что Казик находится здесь. Михалу надо обойти их всех и попросить дать ему позвонить в скорую, поскольку его телефон испортился. Он скажет, что к нему пришел знакомый, поскользнулся, упал с лестницы, обошелся без гипса, но нужно вызвать врачей. Убийца, если он среди соседей, испугается, что не убил Кремпака, а только ранил и придет в квартиру Михала, чтобы исправить свою ошибку. Михал будет стоять на улице и ждать скорую помощь, а красная шляпа пойдет в дом. Друзья представляют себе, как зловещий убийца идет доделывать свою работу. Казик так увлекся этим рассказом, что на самом деле схватил Михала на руку и стал ее выкручивать. Тело Кремпака прячут под простыню. Его рука никак не хочет убираться и каждый раз смешно пружинит. У Михала только один вопрос. Если позвонить в скорую, то она и приедет. Гениальный Казик говорит, что звонить надо самому себе домой. Тогда точно никто не приедет. Михал не такой умный. Из всех соседей он выбирает самую безобидную бабку и идет к ее дверям. Неужели он думал, что эта старуха его подставила и имитировала мужские голоса? Подойдя к двери он увидел, как бабушка выставляет бутылку наружу. Нет, не из-под молока, а из-под водки. Ну и шутки у нее! Ага, бабка тоже заметила, что бутылка не та и поставила молочную. Она глухая и живет одна. Ее сын, оказывается, сейчас учится во Франции. Нет, это не то. Михал уходит. Он так заторможен, что подойдя к другой двери и увидев хозяйку, женщину средних лет, громко здоровается с ней, как с глухой. Та, тоже выставляет пустую бутылку из-под молока. Он просит дать ему позвонить. В квартире сидят двое мужчин и ужинают. Михал так непрофессионально врет, что за него стыдно. «Понимаете ли, мой друг так неловко шел, что всадил себе нож в спину за обедом». В такой бред даже глухая бабка не поверила бы. Михал идет к телефону, а женщина наклоняется к мужчинами и они обмениваются репликами полными подозрений. Казик взял трубку и инструктирует Михала. Тому надо наблюдать за реакцией соседей. Казик спрашивает как врач «Раненый двигается? Отвечай!» И сам подсказывает, что надо отвечать. «Двигается, только он не может говорить». Михал невероятно глуп в эту минуту. «Да, да, да, он прекрасно двигается, только он говорит, что ничего не может сказать. То есть он ничего не говорит. Ни слова не может сказать». Если толстяк будет и дальше такое гнать, то точно сядет, хотя бы по статье за издевательство над соседями и над своим другом. Он, наконец, произносит единственную нормальную фразу за весь разговор. «Да, я вас жду» и кладет трубку. Правда тут он же снова берет трубку и говорит адрес, улица Солнечная, пять. Михал ушел, а дамочка спрашивает одного из мужчин. «Надеюсь, ты знаешь, что делать?» «Знаю». – отвечает он и берет нож.
Михал пришел еще к одним соседям и с порога начал выдумывать. «Так неловко шел по улице, что всадил себе… добрый вечер… он всадил себе нож в спину, а у меня телефон не работает. Не могу ли я воспользоваться вашим?» Это как раз те чудики, которые принесли ему радио. Он как-то долго высматривает что-то в их квартире и, наконец, идет к телефону. Ему не хотят мешать и закрывают дверь в своей комнате. И опять режиссер насмехается над работой телефонных станций. Опять Михал попал не туда. Трубку поднимает какой-то хмырь в идиотской желтой майке с лямками.
Михал спрашивает скорую, но поднявший трубку делает свои выводы. Он сразу выговаривает своей жене. «Звонит твой хахаль, оргии устраиваете у него?» Жена клянется, что нет и отказывается взять трубку, чтобы ответить. Муж ловко изображает женский голос и Михал, совсем потерявшийся и забывший, что по телефону ему отвечать должен Казик, несет свой обычный бред. «Послушайте, тут вот какой дело, ко мне пришел мой знакомый и… то есть он неважно себя почувствовал и, знаете, он поскользнулся на полу и упал на спину, да, да, упал, но к счастью, так, что сейчас он без сознания. То есть, извините, к несчастью так, что он сейчас без сознания». Соседи слушают эту пургу под дверью и говорят: «Это уже третий». Наверное третий, который кого-то шлепнул в этой проклятой квартире.
Муж в желтой майке слушает эту чушь и восторгается им: «Ловкач! Он шифром говорит». И тут же спрашивает женским голосом: «А какой у вас адрес?» Михал говорит адрес и кладет трубку. Соседи бегут от дверей к телевизору. Уходя, Михал благодарит соседей и говорит, что забыл сказать по телефону, что будет ждать их на улице. Соседи поддакивают. Да, на улице ждать удобнее. Сразу отыщут нужный дом. Толстяк ушел, а соседи звонят в милицию.
Михал идет к еще одному соседу, хозяину фиата, Ковальскому. А в это время киллер заходит в квартиру. Он медленно идет к трупу Кремпака, наклоняется к нему, а подкравшийся сзади Казик, хватает злодея. Загорается свет и оказывается, что это пришла милиция.
Михал пытается набрать свой номер в квартире Ковальского, чтобы изобразить звонок в скорую. Сам Ковальский говорит ему, что уже не надо звонить. Через окно видно, как уносят труп Кремпака, а милиция уводит Казика. Быстро они разобрались. А как же первый допрос на месте преступления?
Ковальский куда-то спешит, снимает с полки шляпу и вместе с ней падает еще и красная шляпа. Михал увидел ее и все понял. Раз в кино был бандит в красной шляпе, в их с Казиком фантазиях была красная шляпа, значит и тут шляпа эта знак. Убийственный аргумент против киллера.
«Это ваша?» Ковальский не сразу признает, что дурацкая красная шляпа его. «Ага, так, все это вы!» «Что, я?» «Все это вы придумали. Вы звонили от меня в Цехоцинек и гадали как цыганка». «Да вы что!» «Это вы просили радио, имитировали голос диктора, но шляпа вас выдала, вы убийца!» Ковальский отнекивается, они борются, Михал получает оплеуху, хотя явно сильнее злодея, а тот рвет когти. «В лицо, подлец, в лицо!» - кричит Михал. Ковальский бежит к машине и уезжает на ней. Михал, чуть не догнал его. Повис на заднем бампере и все время орет: «В лицо!» Соседи видели эту погоню, но милицию звать не хотят. Затаскают как свидетелей.
Михал все еще держится за бампер и скользит по снежной дороге. Ковальский нервничает. Бампер уже оторвался с одной стороны.
Выглядит все так, как будто Михал катается на водных лыжах. Все, бампер совсем отвалился. Машину почему-то сильно мотает. Из-за бампера, что ли? Ковальский вообще останавливается, едва не влетая в стену и в другую машину. Двое пьяных на улице ругают его. «Посмотри, друг, напились и что вытворяют? А вон там, еще один артист без фары едет». Это они говорят про Михала, который, держась за бампер, как за поручни, за счет инерции, все еще скользит по дороге. И продолжает орать как припадочный: «В лицо! В лицо!» Он проскочил мимо машины Ковальского, который буксует, зарывшись в снег. Михал разворачивается и бежит на злодея с бампером наперевес. Ковальский быстро драпает. Дорожные рабочие, вместо того, чтобы убирать снег, травят байки. Работает только один энтузиаст. Михал проходит мимо них. Там еще какой-то старик с внуком. «Видишь, внучек, и здесь тоже. Один работает, а остальные только смотрят». Почему, тоже? А кто так еще делает? Непонятно. Внуку вот тоже есть, что сказать старому деду. Он читает какой-то стишок, где есть строчка «Ветер бьет в лицо…» Михал услышал и опять заорал: «В лицо!» И увидел, что это именно Ковальский, переодевшись в оранжевый жилет, бросает снег в кузов грузовика. Злодей кричит шоферу ехать, а сам залезает в кузов. Жилет он выбрасывает за ненадобностью. Михал бежит за машиной, не догоняет и спрашивает у бездельников в жилетках, куда поехал грузовик? То говорят, что вываливают тут же за углом, то, принимая за репортера, уверяют, что в Вислу, по правилам. Водитель грузовика остановил машину. Практикант спрашивает, чего стоим? Шофер в ватной телогрейке наставляет новичка.
Главное экономия, например, бензина. Литр стоит девять злотых. До Вислы и до базы далеко. Как сэкономить? Вислу сделать ближе. А еще точнее вывалить снег где-нибудь, где он весело растает на солнце. «Видишь этот рычаг? Вот и тяни». И снег валят возле дороги. Он высыпается вместе с Ковальским. Михал бежит по дороге в поисках соседа-убийцы. Ковальский только отряхнулся, а Михал уже рядом. Беглец спускается в подземный переход, а там магазин и табличка «Закрыто на учет». Его это не останавливает, тем более, что там и не закрыто. Он запирает дверь и прячется за ящиками с кока-колой. Михал прямо угадал, где искать. Там есть много места, где спрятаться, но он ломится именно в этот магазин. Выходит симпатичная молодая продавщица в белом халате. Открывает дверь и спрашивает: «Что, табличка упала?» Она долго бухтит на Михала за его слепоту и тупость. Появляется еще один магазинный работник, усатый черт, на ходу поправляющий штаны на подтяжках. Наверное, он работал с таким энтузиазмом, что просто портки сваливаются. «Что там, Зоха, ведь на двери висит табличка, разве нет?» Девушка отходит от двери. Сзади на нет, почему-то вообще нет одежды. Странный халат, прикрывающий только фасадную часть, это еще один вызов польскому обществу. Ковальский громыхнул ящиком и его обнаруживают. Его сердито выставляют наружу.
Преступнику ничего не остается, как ретироваться. Куда теперь идти? Куда бежать? Он выходит из подземного перехода и почти сразу натыкается на Михала, в припадке орущего: «В лицо!»
Погоня по зимней Варшаве все продолжается. Теперь Ковальский прячется между огромных колонн. Он хитро залез между ними на высоту трех метров.
Был бы тут Евстигнеев, он бы нашел его в два счета. Пнул бы одну колонну и тот обязательно упал бы. Ковальский слезает, когда Михала поблизости нет и идет в ресторан. Там он просачивается среди танцующих и подходит к местному администратору. «Добрый вечер! У меня для вас важная новость. Я точно знаю, что к вам направляется инспектор, известный подлец и свинья. Зовут его Михал Роман». Тот сразу напрягается. «Большое вас спасибо. «Пожалуйста». Тот сразу к своему коллеге и дает указания. Левый коньяк в Вислу, никаких недоливов, все грамм в грамм и всех предупредить. Ковальский спрашивает, нет ли тут запасного выхода. Оказывается, нет и это мешает жуликам плодотворно работать. «Вам придется ждать, пока эта мразь уйдет». Михал вошел в ресторан. Метрдотель его не пускает. Подбегает другой и разрешает войти. Михал беспорядочно бегает по залу. Его приглашают за стол, другого клиента, алкаша, гонят оттуда пинками. Скатерть поменяли, ждут заказа. Михал просит позвать милицию, двух, а лучше трех сотрудников. Администратор и Ковальский следят за Михалом. «Сидит и вынюхивает, нет, чтобы подойти к директору, предъявить свое удостоверение и поговорить», - говорит администратор и дает Ковальскому в лапу.
Михалу, вместо милиции приносят водку. Ставят на подносе два лафитника водки. «Вот вам двое, а вот вам третий» и ставят еще один. Теперь пора бы и бабахнуть. Михал понял, что перед ним как-то странно лебезят и начинает хулиганить, чтобы все-таки вызвали милицию. Он швыряет тарелку в клиента.
«Я невменяемый, зовите милицию». «Какое тонкое чувство юмора!» - восторгается официант. Михал понимает, что нужна более дерзкая акция. Он подходит к столику, где сидят посетители, берет тарелку с едой и сует ее в рожу одному из них.
Администратор сообразил, как пройдоха проверяющий хочет сработать. Устроить скандал, а если не вызовут милицию, уволить директора. Он звонит в милицию, хотя Ковальский просит этого не делать. Между тем, получивший в морду клиент, тоже лебезит перед Михалом. Он принял его за отца той девушки, с которой он сейчас в ресторане и обещает на ней жениться. За стол садится еще один мордоворот. По-моему, это маляр, перекрасивший машину. Тут он прилично одет. Михалу наливают водки.
Милиция приехала. Михал объясняет, что сделал все нарочно, чтобы поймать убийцу Кремпака. Милиционер идет звонить насчет убийства и ему говорят, что оно совершено Казимиром Малиновским. стариной Казиком. Быстро они все установили. Пора его расстреливать.
Михала хотят забрать, он вырывается и сразу же натыкается на Ковальского. Тот пытается бежать, но неудачно. Из него сыплется множество купюр.
Милиция собирает деньги. Ковальского спрашивают, что это значит. «А разве нельзя носить с собой деньги?» Получается нельзя. Потому, что слишком много.
Казика и Михала привозят домой и извиняются. Милиционер спрашивает, как Михал догадался, что во всем виноват Ковальский? «Потому, что у него из шкафа выпала красная шляпа». «Выпала шляпа, ну и что?» «Да вроде ничего, но я-то знаю, что красная шляпа это, как бы сказать. опознавательный знак. Уж вы поверьте, что красная шляпа это всегда подозрительно. Запомните это».
И тут появляется симпатичная молодая женщина. Это жена Кремпака. Михал хочет все объяснить, но Казик предлагает зайти в дом. Они садятся за стол. Михал наливает водку себе и даме. Казик отказывается и куда-то исчезает. Из-под простыни торчит рука. Это жена Михала. Она просыпается и, увидев, мужа с какой-то женщиной, спрашивает: «Вы из Цехоцинека?» Та отвечает: «Да». Михал растерян. «Анна, сейчас я тебе все объясню».
Жена начинает причитать, ругать его. Хорошо, что Казик рядом, хотя он почему-то не спешит помочь. «Я едва за порог, а ты устраиваешь тут оргии!» Как раз при этих словах забегает тот самый ревнивый хмырь со своей женой, которому по ошибке звонил Михал. когда вызывал скорую. Хмырь рад, что пришел по адресу, как раз к оргии. Он принес две бутылки. Жена Михала замахивается на него. Стоп-кадр.
Под веселую песню из начала фильма, какая-то бабушка идет вдоль дороги. На ней сере пальто и красная шляпа. Милиция едет мимо и тормозит возле нее.
Похоже, ее сейчас заберут.
Конец фильма
Брюнет вечерней порой - лучшая польская черная комедия (часть первая)
Брюнет вечерней порой - лучшая польская черная комедия (часть вторая)