Здравствуйте! Вы на уроке Михаила Акимова.
Если мелодию невозможно запомнить сразу, значит, она никуда не годится.
Джузеппе Верди.
Ох, как я с ним согласен! Да, конечно, песня – это музыка и слова, но если мы слышим её впервые, привлечь наше внимание может только красивая мелодия, такая, которая – прав Верди, – запомнится с первого раза. Мы будем напевать её просто ляляля, пока не заполучим в свою фонотеку. А там уже разберёмся и со словами.
А что ещё, кроме красивой мелодии, обеспечит песне долгую, очень долгую жизнь? Разных факторов много, но лично я на первое место поставлю следующий: необходимо, чтобы старую песню спел современный исполнитель.
Я знаю, что далеко не все люди относятся к этому с одобрением. Очень часто можно услышать: «Ну вот, они уже все наши песни поют! Своих-то хороших нет!»
Может, и так – неважно. А важно, что без современного исполнения песня не переживёт людей своего поколения. Можно до посинения твердить внуку: «Да ты только послушай, как поёт Вертинский/Утёсов/Лещенко (Пётр)! Какой голос, а? А песня-то какая красивая, не то, что эти ваши! Ну, слышишь?»
Не-а. Не услышит. И не впечатлится. По одной простой причине: ему, человеку, воспитанному на цифровых технологиях записи звука, не слышно ни чудесного голоса, ни красивой мелодии: всё забивает шипение, скрип и треск старой пластинки. Плюс отсутствие обертонов, объёмности звука, высоких и низких частот – только средние. А вот если эту песню споёт современный певец, тогда вполне возможно, что песня переживёт своё второе рождение и будет распеваться уже следующим поколением.
И ещё очень важен видеоряд, то есть, это уже не просто песня, а музыкальный клип. Сейчас ведь никто не сядет возле патефона… простите, музыкального центра, чтобы просто сидеть и слушать. Нет, желательно помимо музыки и слов видеть ещё и образ. В общем, чего там пластинка – клип давай!
Клип… Слово-то какое… Не наше.
Слово-то, может, и не наше, а вот первый в мире клип сделали в СССР! В 1939-м году.
Утёсов, конечно, кто же ещё.
Леонид Утёсов - «Пароход»
Там, у них, за бугром, считают, что первыми, конечно же, были они, и приводят свои смехотворные примеры: «Человек-оркестр» Жоржа Мельеса (1900 г.)
Ребята, вы чего? Это был киноряд, фон для отдельного исполнения, ведь звуковое кино появилось только в конце 1920-х годов! Воспроизводить надо было из двух источников: кинопроектор и граммофон! Так что, господа иностранцы, в очередь. В очередь за нашим Леонидом Осиповичем.
Так, коротко подытожим сказанное: красивая мелодия, старая песня – новый исполнитель, видеоряд… Но это же получаются «Старые песни о главном»!
Я был просто очарован этим проектом Эрнста и Парфёнова. Он заставил меня совсем по-другому взглянуть на современных тому периоду исполнителей. Уже в первой серии болтун и хохотун Коля Фоменко и хулиган Рыбин в компании с Сергеем Мазаевым так проникновенно и красиво, на голоса, спели «Нас извлекут из-под обломков», что даже не поверилось: неужели это они? Вон, оказывается, как могут! А когда во второй серии потрясающе исполнили «На безымянной высоте», моему прежнему пренебрежительному отношению к ним пришёл окончательный конец.
А символом, олицетворением всего проекта я назвал бы «Ладу» Александра Малинина: вот так же, по-хулигански ворвались «Старые песни» в нашу тогдашнюю жизнь, кого-то напугав, кого-то возмутив, а кого-то восхитив и даже влюбив. Меня, например.
Александр Малинин - «Лада»
«Шаланды, полные кефали» мы слышали в исполнении Марка Бернеса в фильме «Два бойца». Это было серьёзное исполнение, и мы воспринимали её именно так. Леонид Агутин и Джаник Файзиев сделали из песни прямо-таки мини-повесть, выдвинув на первое место юмористическую, пародийную составляющую и снабдив криминальным сюжетом с экшеном и танцами, где очень умно и талантливо продуман каждый эпизод. А Леонид Агутин ещё и великолепно стилизовал себя под одесский говор и интонации – просто блеск! (Правда, во втором, по-моему, припеве разочек прокололся: спел «Одэсса»). Лично для меня этот клип – лучший не только во всём проекте, но и один из лучших вообще.
Леонид Агутин - «Шаланды, полные кефали»
Самым первым госпелом, который я услышал, был «Иерихон» в исполнении «нашего» ковбоя Дина Рида. Песня вышла на пластинке «Поёт Дин Рид» и сразу же стала неимоверно популярной: мы вдохновенно отплясывали под неё твист на школьных вечеринках и не подозревая, что госпел – религиозное песнопение. Впрочем, даже если бы и знали, ничего бы не изменилось.
Вторым был Go Dawn Moses, который пел Луи Армстронг своим неподражаемым голосом. Ну, как – неподражаемым: наш Александр Буйнов подражнул… подразил… в общем, сделал похоже. И весьма-весьма неплохо, на мой взгляд.
Александр Буйнов - Go Dawn Moses
Ну что же, как водится, в заключение предлагаю спеть под караоке.
На сей раз песня весьма непростая для исполнения: уже звучавший здесь «Пароход» из репертуара Леонида Утёсова. Но я уверен, что вы справитесь!
«Пароход» (караоке)
Всем - хорошего настроения!