Крупнейшим в мире поставщиком кобальта является Демократическая Республика Конго, где около пятой части добычи происходит кустарным (ручным) способом.
Шахтёры работают в сложных и опасных условиях, практически не имея возможности устанавливать цены на добытую руду, не говоря уже о детском труде - это тема для отдельной статьи.
Автопроизводители, такие как Tesla и Volkswagen, не скрывают своего желания сократить использование металла с такой испорченной "репутацией".
Но на это потребуется время, а уже в ближайшее время, по прогнозам торгового дома Trafigura, спрос на кобальт удвоится к 2030 году.
Чтобы разрешить эту ситуацию Правительство Конго приступает к крупнейшему в мире эксперименту по формализации кустарного и мелкомасштабного горнодобывающего сектора (ASM - artisanal and small-scale mining sector).
Если эксперимент удастся, это может изменить правила игры на рынке кобальта. Но что ещё более важно - он поможет изменить условия труда для миллионов людей по всему миру, занимающихся кустарной добычей полезных ископаемых.
Возвращение контроля над добычей кобальта в Конго
В настоящее время в Конго насчитывается около 150 000-200 000 шахтёров членов мелких артелей, работающих на месторождениях кобальта, и ещё более миллиона жителей страны непосредственно экономически зависят от их деятельности.
Новое государственное предприятие Generale du Cobalt (EGC) возьмет на себя полный контроль над артелями, с монопольными правами на покупку всей продукции.
Альберт Юма (Albert Yuma), председатель EGC и государственной горнодобывающей компании Gecamines
Отныне весь кобальт, добытый кустарным способом, будет закупаться EGC, перерабатываться EGC и продаваться EGC
EGC совместно с PACT (неправительственная организация, занимающейся изучением кустарной добычей полезных ископаемых по всему миру), обеспечит ответственные стандарты добычи, а маркетинговый партнёр Trafigura окажет поддержку в отслеживании продукции по всей цепочке поставок.
Никто не сомневается в масштабах этой проблемы, учитывая ограниченные возможности Демократической Республики Конго в области правоприменения.
Новый принцип был опробован на шахте Мутоши (Mutoshi), где до 5000 шахтёров были интегрированы в официальную структуру под бдительным присмотром PACT и Trafigura.
До своего закрытия в прошлом году, из-за ограничений вызванных covid-19, Мутоши оказал “заметное положительное влияние на местную экономику, включая создание новых рабочих мест в связи с более высоким спросом на товары и услуги” (согласно заявлениям Trafigura).
Этот пилотный проект будет значительно расширен в ближайшие месяцы, поскольку кустарные кооперативы будут взяты под официальный контроль.
Многие артели в прошлом уклонялись от государственных инициатив, жалуясь на более высокие налоги, дополнительную административную нагрузку и низкое качество официально предоставленных месторождений.
На этот раз чиновники обещают отдавать горнякам более перспективные объекты, в то время как EGC разработает формулу распределения цен и прибыли между собой, правительством и горняками.
Жан Доминик Такис Кумбо, исполнительный директор нового предприятия:
Мы уверены, что шахтеры-кустари будут получать большее вознаграждение и не будут продавать свою продукцию по ценам, навязанным покупателями.
Те кто согласятся эту схему, смогут получить очевидные преимущества с точки зрения избежания частых несчастных случаев со смертельным исходом, а также защиту от мародерствующих незаконных формирований местных "ополченцев", которые попросту "крышуют" некоторые мелкие шахты.
Главная проблема заключается в том, что кооперативы будут вовлекаться в новую схему, без какого-либо принуждения.
Но нет никаких сомнений в приверженности правительства, как выразилась Юма, “вернуть целый сектор экономики в интересах своих шахтеров, местных общин и всей страны”.
Цена вопроса
У правительства есть главный стимул для этого, поскольку, по разным оценкам, кустарный сектор кобальта в прошлом году произвёл около 18 000 тонн. Если пересчитать в сегодняшних ценах, то это 800 миллионов долларов. Правительство не получило с этого ни франка.
Бычий тренд на "электрические металлы" 2017 и 2018 годов вызвал огромный всплеск кустарного предложения, когда кооперативы поспешили присоединиться к кобальтовому буму.
Они произвели так много, что создали переизбыток предложения на мировом рынке, и цена рухнула в течение следующих трех лет. Таким образом, пострадала официальная добыча кобальта в стране, а через это и государство, которое получило снижение налоговых поступлений.
По словам Юмы, влияние этого падения цен на крупнейшего в мире официального поставщика кобальта “вероятно, исчислялось миллиардами долларов” в 2019 году.
Другими словами, неофициальный сектор Конго в тот год полностью подорвал официальный сектор.
Сейчас, в связи с модой на электромобили, цены на кобальт снова начинают расти.
Формализация кооперативов по производству кобальта кустарного производства должна обеспечить большую производственную дисциплину. EGC ожидает, что объем производства останется стабильным, поскольку новая структура планирует интегрировать в "белый сектор" до 200 000 шахтеров-артельщиков.
EGC - это довольно смелый шаг, направленный на то, чтобы страна могла обеспечить поставки кобальта таким образом, чтобы конечные пользователи, такие как автомобильные компании, были уверены, что кобальт, который они покупают, "не запятнан нарушениями прав человека".
Посмотрим, что из этого получится в итоге.
По материалам:
https://auto.economictimes.indiatimes.com/news/auto-components/cobalt-congo-and-a-mass-artisanal-mining-experiment/82631428