На эту тему как правило пишут про какие-то навыки, которые приобретают на улице, а не в классе. А в комментах - возражения, что лень и тупость никто не отменял.
Но есть еще аргументы:
1) Отсутствие или дефицит квалифицированной работы в регионах.
Школа, а потом ВУЗ, готовят выпускников для высококвалифицированной работы. Но в большинстве регионов нет работы для робототехников, оборудования для нейрохирургов, заводов по производству микрочипов, исследовательских институтов, центров регистрации.
А если и есть, то это малое количество вакансий занято, и не имея связей, к ним и близко не подойти. Значительная часть полученных навыков остается невостребованной. Для той, что используется, с избытком хватает школьного трояка. На психическом уровне, ситуация вызывает дискомфорт и не мотивирует двигаться к успеху.
2) Отсутствие способных помочь преуспеть родителей
Есть, конечно, истории о преуспевших с "нуля" сиротах из приюта или детей алкоголиков, но все же большая часть успешных людей получила стартовую площадку в семье.
2.1) Финансовая несостоятельность
Плата за обучение. Пишут, что сейчас и школу нормально без репетиторов (финансовых вложений) не окончишь. Но и раньше (90 и нулевые годы) школа не давала необходимых знаний. Большинство учеников, имея в аттестате четверки и даже пятерки по английскому, неспособны прочесть короткий текст или спросить на курорте дорогу до пляжа. Хорошие курсы иностранных языков, IT, предпринимательства и т.д. требуют значительных материальных вложений и, если у родителей нет на них денег, возможности преуспеть также уменьшаются.
Капитал в начале карьеры. Возможность преуспеть все же выше, если в самом начале карьеры уже есть свободные деньги. Хотя бы не нужно отдавать половину зарплаты за съем жилья. Есть возможность потратить время на поиски интересной работы/дела.
2.2) Неправильные жизненные ориентиры от родителей
Все мы неосознанно копируем родителей. Если они работали всю жизнь по найму, то и выпускник, скорее всего отправиться работать по графику 5/2 за среднерыночную зарплату. Про это "ограниченное коробочное мышление" сейчас много пишут. Да и в принципе, многие правила и установки бывшие важными еще 20-30 лет назад сейчас только вредят.
3) Половая дискриминация
В школе девочки, в силу природной усидчивости и прилежности, учатся лучше, чем мальчики. В среднем, конечно. При этом даже в Европе мужчины зарабатывают больше женщин. Что уж говорить о России.
4) Что мы понимаем под успехом.
Наконец, само понимание успеха. По умолчанию, считается, что это очень много денег, возможность ездить по миру (ага, особенно сейчас), несколько квартир, яхта, машины, куча детей и так далее. Но для каждого человека понятие "успех" индивидуально и стремление соответствовать общему мнению ведет к чему угодно, кроме счастья.