Владимиро-Суздальское княжество
(другой – после Новгородской земли- крупный политический центр на рубеже XII-XIII вв.)
Обособление от Киева в 30-е годы XIIвека. Изначально княжество называлось Ростово-Суздальским (при Долгоруком), затем Суздальской землей (при Андрее Боголюбском) и только потом Владимиро-Суздальской землей (при Всеволоде Большое Гнездо).
. 1. Причины превращения Северо-Восточной Руси (одного из самых глухих углов восточнославянских земель) в одно из самых сильных и влиятельных княжеств на Руси:
А) плодородные земли, заливные луга (условия для развития земледелия и скотоводства) Ополье-огромныепространства плодородной земли;
Б) много лесов (Залесный край), богатых зверем, ягодами…
В) много рек, богатых рыбой
Г) Северо-Восточная Русь не знала нашествий кочевников – печенегов и половцев, т.к.:
- княжество было со всех сторон защищено естественными преградами – крупные реки, топкие болота, непроходимые леса, что преграждало путь врагам, особенно кочевникам с юга
- путь кочевникам также преграждали южно-русскиекняжества, принимавшие на себя основную тяжесть вражеских набегов
Д) постоянный приток населения в поисках защиту от кочевников, от междоусобиц и нормальных условий для развития хозяйства; они приносили земледельческий опыт, секреты ремесла, элементы культуры
Е) нахождение княжества на пересечении торговых путей (по рекам Оке и Волге), по которым шли богатые новгородские караваны; через Волжский торговый путь осуществлялась торговля с восточными странами. Торговля способствовала развитию городов, ремёсел.
Ж) быстрый рост старых городов (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль) и появление новых (например, Москва)
З) весьма энергичные, честолюбивые князья, возглавлявшие княжество; сильная власть князя
Это особенности развития Владимиро-Суздальского княжества в удельный период
2. Особенность управления:
а) власть сосредоточена в руках правящих князей;
(если старые центры русской государственности — Приднепровье и Новгородская земля — сначала были освоены восточнославянскими племенами, а затем здесь возникла княжеская власть, русский Северо-Восток во многом осваивался по инициативе уже существовавшей княжеской власти. Так, наряду с Ростовом и Суздалем, старейшими городами края были Ярославль, основанный Ярославом Мудрым, и Владимир-на-Клязьме, основанный Владимиром Мономахом. Поэтому князья получили здесь возможность,
- во-первых, объявлять земли своей собственностью,
- во-вторых, раздавать их своим дружинникам и церкви,
- в-третьих, ограничивать политические и экономические права населения.
В результате северо-восточные князья сразу же стали крупнейшими землевладельцами и полноправными властителями в своём княжестве. А так как львиная доля княжеских доходов поступала не от заморской торговли или военных походов, а от эксплуатации личных земель, то главной целью северо-восточных монархов стало расширение собственных владений.
б) князья объединили большое количество городов
в) князьям удалось возвыситься над боярами и вече (совещательные полномочия вече и города не могли противостоять князьям)
Вопрос ЕГЭ: Что способствовало усилению власти князя в Суздале?
- Северо-Восток во многом осваивался по инициативе уже существующей княжеской власти
- объединение в собственности князя крупных земельных владений (князья стали крупнейшими землевладельцами), которые они раздавали боярам и дворянам, тем самым ставя их в зависимое положение и заручаясь их поддержкой; так на этих землях обосновалось поместное землевладение
- создание сильной дружины
- захват близлежащих территорий
(т.к. львиная доля княжеских доходов поступала не от заморской торговли или военных походов, а от эксплуатации личных земель, то главной целью северо-восточных монархов стало расширение собственных владений)
- опорой роста власти князя были как старые города (Ярославль, основанный Ярославом Мудрым, и Владимир-на-Клязьме, основанный Владимиром Мономахом) так и рост новых городов (где еще не успело сформироваться сильное боярство)в связи с экономическим подъемом края
- ослабление вечевой власти
- перенос столицы княжества из одного города в другой
(Андрей Боголюбский перенес столицу княжества из Ростова — древней боярской цитадели — в сравнительно новый город — Владимир-на-Клязьме, в котором имелся значительный торгово-ремесленный посад)
- князь опирался на поддержку церкви, которая получила много земель
( в XII-XIII вв. на Владимиро-Суздальской земле было построено 48 монастырей, шло активное распространение христианства на окраинах)
Правители Владимиро-Суздальской земли
(потомки Владимира Мономаха):
Юрий Долгорукий (1125-1157) - удельный князь Ростово-Суздальский и великий князь Киевский. Историки характеризируют Юрия как противоречивую личность: был завистливым, хитрым и жадным, но при этом его называли отважным и умелым воином.
Младший сын Владимира Мономаха Юрий получил в удел Ростово-Суздальскую землю.
Своё прозвище Юрий Владимирович получил за стремление «протягивать руки» с далёкой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли, стремлении дотянуться до Киева и занять великокняжеский престол.Юрий подчинил себе земли поволжских народов – мордвы, черемисов, буртасов и др.; вел войны с Волжской Булгарией, стремясь овладеть Волжским торговым путем; активно влиял на политику Новгорода. Благодаря политике укрепления власти князя, Ростово-Суздальская земля превратилась в обширное независимое княжество. Юрий стал основателем местной княжеской династии.
Юрий известен в истории и как основатель новых городов. По его приказу были заложены города: Переславль–Залесский, Юрьев Польский, Дмитров, Звенигород, Городец. Города строились в основном у рек, которые были естественными дорогами и летом, и зимой, и укреплялись крепостными сооружениями на случай нашествия неприятеля. Князь Юрии Долгорукой в 1125г. перенес столицу из Ростова в Суздаль, который также активно расширялся. Князь опирался на православную церковь, прославился также строительством церквей: Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, Борисоглебская церковь (это наиболее ранние каменные постройки Северо-Восточной Руси). Такое масштабное строительство было возможно при наличии в избыточном количестве людей, стремившихся не только заработать денег, но и обустроить в этих местах свою жизнь.Увеличение численности населения на подконтрольной князю территории происходило благодаря его активной переселенческой политике: он выделял переселенцам ссуды и давал им статус вольных землевладельцев. Переселенцы приносили земледельческий опыт, секреты ремесла, элементы культуры. Увеличение численности населения позволяло усиливать дружину, давало дополнительные средства для развития края (следствие). Такая политика князя Юрия еще более укрепляла позиции княжества.
С именем Юрия Долгорукого связано и первое летописное упоминание о Москве . В летописи говорится о том, как Юрий Долгорукий пригласил для переговоров в Москву своего союзника в междоусобной борьбе черниговского князя Святослава: «Приде ко мне, брате, в Москов». Это событие произошло в 1147 году, и эта дата считается годом основания Москвы. В 1156г. Юрий окружил Москву рвом и деревянными стенами.
Москва была очень удачно расположена на пересечении дорог, что способствовало развитию торговли, а также со всех сторон была укрыта от внешних врагов, т. к. их удары падали на окружающие её княжества. Впоследствии Москва сыграла большую роль в истории государства: во главе с Москвой удалось освободиться от монгольского ига и создать мощное централизованное государство.
Юрий Долгорукий стремится к княжению в Киеве и участвовал в борьбе за киевский престол. Окрепшие суздальские земли дали войско, деньги на военные предприятия, позволившие Юрию Долгорукому дважды захватить власть в Киеве (с 1149 по 1151 и с 1155 по 1157 годы). Он объявив себя великим киевским князем. С 1155 года Юрий Долгорукий не покидал древнерусскую столицу, оставаясь в то же время и ростово-суздальским князем. Но отношения с киевлянами у Юрия не сложились. Жители Киева не могли простить князю того, что он силой захватил киевский престол и роздал все крупные должности выходцам из Суздаля (Юрий стал жертвой заговора киевского боярства).
Итогами этих событий стало нарушение порядка престолонаследия, увеличение количества споров между князьями и усилению междоусобицы в стране. Несомненно, важную роль в этом явлении сыграл сам Юрий Долгорукий благодаря своим личным качествам и военным способностям.
Внешняя политика Долгорукого была направлена на укрепление связей с Византией путём ведения торговли изаключения династических браков (во втором браке Юрий был женат на родственнице византийского императора - Ольге). Династические браки были необходимы для установления дипломатических связей, чтобы иметь поддержку этих стран в дальнейшем, а также была необходимость установить мирные и дружественные отношения, чтобы не допустить набегов от кочевников.Выгодный династический брак был заключен с половецким ханом - Аепой Осеневичем. Благодаря этому браку, дипломатическим переговорам удавалось сдерживать половцев от нападения, что позволяло мирно развиваться. Поток переселенцев усиливается, а это укрепляло позиции местного князя.
Итогами деятельности Юрия Долгорукова является значительное укрепление своей власти; он добился Великого Киевского княжения. Юрий укрепил экономику княжества, основал несколько городов, построил много церквей; он осваивал северо-восточные земли, создал тот центр, который в будущем станет основой России. Он основал Москву – будущую столицу России. Первое летописное упоминание Москвы окажется очень ценным для историков, так как до сих пор неизвестен точный год её основания, а благодаря упоминанию сейчас можно примерно представить хронологические рамки существования Москвы. В дальнейшем именно Москва усилит своё влияние, объединит вокруг себя многие земли и станет центром объединения русских земель (это доказывает, что период правления Юрия Владимировича дал основу для дальнейших исторических событий)
Юрий вел успешную внешнюю политику с Византией, продолжил династическую политику, обеспечил спокойствие на восточных границах. Бесспорно, Юрий Долгорукий внес большой вклад в развитие Владимиро-Суздальского княжества, однако, с другой стороны, своими действиями он усиливал междоусобицу в древнерусском государстве.
Поэтому я считаю, что период его правления нельзя оценить однозначно.
Оценка деятельности Юрия Долгорукого историком Н.М.Карамзиным:
«Юрий не имел добродетелей великого отца; не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним действием добросердечия, свойственного Мономаховому племени….Будучи сыном князя столь любимого, он не умел заслужить любви народной…..Он играл святостию клятв и волновал изнуренную внутренними несогласиями Россию для выгод своего честолюбия…»
Андрей Боголюбский (1157-1174) – князь Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукова и половецкой княжны, дочери хана Аепы. По завету Ярослава Мудрого, Юрий Владимирович дал прекрасное воспитание и образование своим детям. Как отмечено во многих источниках, Андрей Юрьевич говорил на нескольких языках, в совершенстве владел воинским искусством, отличался особым прилежанием в богословии. Об Андрее Боголюбском можно смело сказать, что он был выдающимся и мудрым государственным деятелем. Как воина и полководца, его всегда отличали храбрость и мужество. Он оставил глубокий след в Русской истории.
1.Укрепление Владимиро – Суздальской государственности и дальнейшее падение престижности киевского престола.
На престол в Ростово-Суздальском княжестве Андрей вступил после смерти своего отца Юрия Долгорукого в 1157г. На этих землях Андрей провел свои детские и юношеские годы. Когда Юрий Долгорукий в 1155г. обосновался в Киеве, он приказал Андрею перебраться под Киев, в Вышгород. Андрей поехал туда с крайней неохотой. А вскоре, вопреки отцовской воле, он бросил Вышгород и возвратился в родные края. С собой Андрей захватил чудотворную икону Святой Богородицы, привезённую в Вышгород из Константинополя. По преданию, во время переноса этой иконы из Вышгорода во Владимир, сама Богородица явилась Андрею во сне и велела поместить этуикону в небольшом городке Владимире-на-Клязьме. На месте чудесного видения Андрей приказал заложить город Боголюбов, который стал его любимой резиденцией (по имени города князь и получил своё прозвище — Боголюбский). Так скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.
В политическом плане усилия Андрея Боголюбскогобыли направлены на укрепление позиций Владимиро-Суздальского княжества и придание ему статуса великого. Укрепляя свою власть, он опирался на младших дружинников, которым раздавал в условное владение земли, был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля. Одновременно Андрей продолжил борьбу с боярством. Он княжил единодержавно, не раздавал уделов ни братьям, ни сыновьям, он стремился стать «самовластцем» всей Владимиро-Суздальской земли. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.
После смерти отца в Киеве Андрей Боголюбский не стал занимать киевский престол, а остался в своей земле и перенес ее столицу из Ростова во Владимир – на - Клязьме.Андрей, в отличие от отца, не стремился к достижениютитула великого князя киевского, он рассматривает Киев как объект обогащения. В 1169 г. он организовал поход на Киев. Взятый войском Андрея Боголюбского город был подвергнут разграблению, как вражеский, а не «матерь городов русских». До того момента на Руси так поступали лишь с чужеземными городами. Почему Андрей так поступил? Возможно, из мести за смерть отца Юрия Долгорукого, а главное - из своего желания перенести великокняжеский стол из Киева в молодой Владимир. Владимиро-Суздальский князь показал свое пренебрежение в древней столице. Разоренный и разграбленный Киев так и не оправился после этого удара и навсегда утратил свое былое значение центра русских земель, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру.
Андрей не остался в Киеве. Он посадил там одного из своих братьев, а сам вернулся во Владимир. Затем была попытка подчинить Новгород, но взять город штурмом не удалось. Тогда Андрей задержал хлеб, идущий в Новгород через Владимиро – Суздальские земли, временно подчинил себе новгородцев, даже вынудил их сменить князя. Удалось Боголюбскому укрепить также восточные границы Владимиро – Суздальской земли успешными походами на волжских булгар, которые контролировали Волжский торговый путь. Все эти действия Андрея предпринимались с целью расширения наследственных земель, расширения власти Владимира на окрестные земли, укрепления своей княжеской власти.
2. Расцвет культуры Владимиро – Суздальской земли.
Сделав Владимир столицей, Андрей хотел придать этому городу облик главного города на Руси. Во время правления Андрея Боголюбского по-настоящему широко разворачивается белокаменное строительство во Владимире. Желая, чтобы его стольный (столичный) город ни в чём не уступал Киеву, он заложил во Владимире новую крепость, пятиглавый Успенский собор, поместив в него икону Пресвятой Богородицы (с этого времени икона называется Владимирская). По замыслу князя Успенский собор возводился не только как храм Владимирского княжества, но и как главный Храм всей Руси. Золотые ворота Владимира соперничали с Золотыми воротами Киева. Это был не только парадный въезд в город; постройка Золотых ворот имело еще и другой, особый смысл – это символ нового столичного статуса Владимира, ведь Золотые Врата были также в Царьграде , в Иерусалиме, в Киеве, т. е. в главных христианских городах, и центрах политической и военной власти своего времени. Андрей указал место для постройки Храма Покрова на Нерли. Храм является монументом памяти о победоносном походе Андрея Боголюбского на волжских булгар. По легенде, камень для постройки возили из Булгарии. Одновременно храм стал памятником сыну Андрея Изяславу, погибшему в этом походе. Храм посвящен празднику Покрова Богородицы, установленному Андреем Боголюбским и ставшим одним из самых любимых на Руси. Андрей Боголюбский возводил не только замечательные церкви, но и отстраивал города. Его отец, Юрий Долгорукий, закладывал города, но строились они благодаря таланту, труду и воле деятельного и мудрого князя Андрея: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров и Москва. Андрей продолжил градостроительную политику отца.
Благодаря повсеместному строительству храмов и миссионерской деятельности священников, при полной поддержке князя, христианство быстро распространилось и укреплялось в княжестве. Князь, так же, как и его отецЮрий, опирался на православную церковь. Андрей Боголюбский добивался церковной независимости от Киева, развивал идею богоизбранности Владимиро-Суздальского княжества. В противовес киевскому и новгородскому почитанию Святой Софии он выступал за особое поклонение Владимирской иконе Божьей Матери
Политика Боголюбского, направленная на объединение русских земель под верховной властью владимирского князя, вызвала сопротивление других князей и местной знати. Действия князя, его властолюбие, деспотичный характер, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными вызывали раздражение бояр. После казни по приказу Андрея боярина Кучки за какую-то провинность, против князя созрел заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги. Андрей был убит в 1174г.
(в летнюю ночь 1174 года заговорщики численностью порядка двадцати человек, пробралась к дворцу Андрея в Боголюбово, перебили малочисленную охрану и вломились в спальню безоружного князя. Меч, висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь подкупленным слугою. Сильный Боголюбский долго сопротивлялся. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку – копьем был пробит сбоку лоб Андрея, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь, израненный и окровавленный под ударами убийц, наконец, упал, они бросились вон из его покоев, захватив убитого сообщника.
Но Боголюбский был еще жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать охрану, но его стоны были услышаны убийцами и в ужасе они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в спальню и не нашли там князя. В страхе они зажгли свечи и по кровавому следу нашли и добили обессилившего князя. Позже Андрей Боголюбский был причислен Русского Православной Церковью к лику святых).
Итог. За время своего 18-летнего правления АндрейБоголюбский укрепил княжескую власть, сумел создать из Владимиро-Суздальского княжества новый политический центр Древней Руси, которому в будущем предстояло собрать вокруг себя все русские земли и сплотить потомков восточнославянских племен. Владимир становится номинально главным городом .
Этот период в истории России отмечается политикой, направленной на объединение русских земель под верховной властью владимирского князя. Андрей Боголюбский начал борьбу с родовитыми боярами, окружая себя новыми служивыми людьми (окончательно ликвидировал удельные княжества Иван Грозный в XVIвеке; оба правителя стремились к укреплению самодержавной власти)
Икона Владимирской Божьей Матери с того времени стала почитаться как главная заступница русских земель. В 1395 году икону впервые принесли в Москву, что, по преданию, спасло столицу от разорения среднеазиатским правителем Тимуром. Также, считается, что молитвами Владимирской иконе был остановлен хан Ахмат с его огромными полчищами в 1480г.
В период княжения Андрея происходил расцвет культуры владимирской земли. Архитектура Владимирского Успенского собора определила развитие зодчества Северо-Восточной Руси на несколько столетий вперед. Из нее выросла и вся архитектура Московского государства. От стен Успенского собора берет свое начало знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов.
В истории Русской земли князь Андрей Боголюбскийявляет собой как бы прототип великих московских князей XIV—XV веков. Как и они, Андрей хотел был самодержцем в Русской земле.
Давая историческую оценку данному периоду можно привести высказывание известного русского историка В. Ключевского: « От всей фигуры Андрея веет чем-то новым; но едва ли эта новизна была добрая. Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всем поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нем эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом. «Такой умник во всех делах, – говорит о нем летописец, – такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», т. е. недостатком самообладания. Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своем Боголюбове, наделал немало дурных дел. Собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего темного угла, на Клязьме».
Оценка Андрея Боголюбского Н.М.Карамзиным
«…он явно стремился к спасительному единовластию и мог бы скорее достигнуть своей цели, если бы жил в Киеве, унял Донских хищников и водворил спокойствие в местах, облагодетельствованных природою, издавна обогащаемых торговлею и способнейших к гражданскому образованию. Господствуя на берегах Днепра, Андрей тем удобнее подчинил бы себе знаменитые соседственные Уделы: Чернигов, Волынию, Галич; но, ослепленныйпристрастием к северо-восточному краю, он хотел лучше основать там новое сильное Государство, нежели восстановить могущество древнего на Юге».
Задание ЕГЭ-2021г. Приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Политика Андрея Боголюбского противоречила политике его отца – Юрия Долгорукова»
Аргументы в подтверждение:
1. Юрий Долгорукий стремился к княжению в Киеве и участвовал в борьбе за киевский престол. В 1157г. Андрей Боголюбский наследет от отца титул великого князя, однакопереезжать на княжение в Киев отказывается, рассматривая Киев как объект обогащения (после захвата в 1169г. Киева грабит город и оставляет править своего брата)
2. Вопреки желанию отца Андрей при поддержке местной знати занял Суздаль, а затем перенес столицу княжества во Владимир
3.В политической жизни Андрей Боголюбский, в отличие от отца, опирался не на родовое боярство, а на младших дружинников, которым раздавал в условное владение земли, был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.
Аргументы в опровержение:
1. И Юрий Долгорукий, и Андрей Боголюбский участвуют в междоусобных войнах, в том числе – с представителями родственных династий (Андрей участвовал с походах отца, затем и сам вступил в борьбу с родственниками за Ростово-Суздальское княжество)
2. Оба князя стремились к укреплению наследственных земель: Долгорукий поощрял заселение северо-восточных земель, был основателем многих городов; Андрей Боголюбский расширял власть Владимира на окрестные земли
3. Политику князей объединяет принцип отнощений с родовым боярством: оба стремились к усилению собственной власти и стали жертвой боярского заговора (против Юрия выступило киевское боярство; против Андрея выступили бояре Владимиро-Суздальской Руси);
4. Оба князя опирались на православную церковь, прославились строительством церквей: Спасо-Преображенского собора, Борисоглебской церкви (Юрий Долгорукий); храм Покрова на Нерли, Успенского собора Владимира (АндрейБоголюбский)