Найти тему

Не хочу кормить мошенников! 5 простых правил, как сохранить мир на своем банковском счете.

«Я сто раз слышал, как мошенники воруют деньги с карт, но когда позвонили мне, выложил им всю информацию. Это какой-то гипноз» - казалось бы, про телефонных воришек знают все, но посты подобного содержания все равно появляются в соцсетях.

По экспертным оценкам, в 2020 году злоумышленники побеспокоили доверчивых и не очень россиян 15 миллионов раз и выманили у них 85 млрд рублей. На минуточку, это бюджет всех «Пиратов Карибского моря»!

Дозвонились мошенники даже до главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, которая, разумеется, жертвой злоумышленников не стала, но отметила их «продвинутость».

Вариаций того, что они говорят потенциальным «клиентам», едва ли не больше, чем оттенков в цветовой палитре. Но основных сценариев обмана не так много, а защититься от них проще простого.

Сценарий 1. Служба безопасности банка

- Как это звучит?

-Кажется, все уже слышали и знают: если звонит служба безопасности и говорит о подозрительной транзакции – включайте бдительность. Подозрительный разговор начинается примерно так: «Вы можете подтвердить перевод 5000 рублей в Саратов? Или – это вы расплатились сейчас картой в Таиланде? Нет? Тогда это взлом! Надо срочно перевести все ваши деньги на защищенный счет. Продиктуйте полные данные карты, срок её действия и трехзначный код на обороте. Теперь вам придет смс, какие там цифры? Отлично! Ваши средства в безопасности».

- Как это работает?

- Мошенник в процессе разговора заполняет стандартную форму перевода с карты на карту или на счет. Банк посчитает это добровольной операцией, шансов вернуть деньги практически нет.

- Что важно знать?

- Сотрудники финансового учреждения никогда не будут выведывать данные карты. Как правило, для взаимодействия с гражданином им достаточно его ФИО и кодового слова. Более того – настоящие службы безопасности банков обычно не связываются с клиентами из-за взломов и краж денег со счетов. Даже если такое произошло, банк постарается действовать крайне деликатно, без лишнего шума, и в большинстве случаев сам вернет деньги, которые утекли по его вине.

- Как вести себя с мошенниками?

- Самое оптимальное - положить трубку, не сообщая личных данных и данных карты. Если возникают какие-то сомнения и вопросы, самостоятельно перезванивать по номеру, указанному на карте, или лично обращаться в банк.

Сценарий 2. Робот не обманет

- Как это звучит?

- Более продвинутая вариация первого сценария. Робот под видом помощника банка сообщает клиенту о «подозрительных» операциях и предлагает соединить его с псевдосотрудником службы безопасности.

- Как это работает?

- Робот вызывает больше доверия – только крупные и солидные компании могут потратиться на такого помощника. Плюс схема позволяет сразу отсеять тех, кто на такое не клюнет. В результате стоимость одной атаки для мошенников снижается, а эффективность – повышается.

- Что важно знать?

- Банки используют роботов для обработки входящих вызовов или для рекламного обзвона, а подтверждением финансовых операций занимается все-таки человек.

- Как вести себя с мошенниками?

- Может, кому-то покажется заманчивым наладить диалог с бездушной машиной, но мы рекомендуем все же оборвать этот разговор в самом начале.

Сценарий 3. Антивирус, опустошающий карманы

- Как это звучит?

- Добрый день! Мы получили от вас заявку на смену доверенного номера телефона. Оставляли? А заполняли ли в последнее время какие-либо анкеты, передавали ли кому-нибудь номер карты? Нет? Тогда сейчас удалим заявку и установим на ваш смартфон новый антивирус. Вам нужно зайти в магазин приложений и скачать такую-то программу.

- Как это работает?

- Вместо антивируса жертва устанавливает, например, программу дистанционного управления смартфоном, благодаря чему мошенники через мобильный банк без ведома пользователя выводят деньги с его счетов. Другой вариант – скачивается вирусное приложение, которое похищает данные банковских карт.

- Что важно знать?

- Сотрудники банка не предлагают клиентам устанавливать сторонний софт ни для борьбы с вирусами, ни для выполнения каких-либо других действий с картой.

- Как вести себя с мошенниками?

- Вежливо попрощаться и положить трубку.

Сценарий 4. Фейковые распродажи

- Как это звучит?

- Распродажа началась! Скидки до 80% только в «Черную пятницу»! Ждем вас в нашем самом известном интернет-магазине. Выгодные предложения будут действовать всего сутки, успейте купить товары по супер цене!

- Как это работает?

- Обычно e-mail или смс подобного содержания приходят в периоды настоящих распродаж. В письме ссылка на сайт-клон популярного интернет-магазина или портал-агрегатор выгодных предложений. Для покупки товара по сверхпривлекательной цене нужно ввести данные карты, которые сразу попадут к мошенникам, а они в несколько транзакций спишут все деньги.

- Что важно знать?

- У солидных магазинов и порталов в адресной строке браузера красуется значок в виде замка. Это значит, что соединение с сайтом зашифровано, защищено и посещение портала безопасно в 99,9% случаев.

- Как вести себя с мошенниками?

- Искать замок в адресной строке и помнить про бесплатный сыр – неправдоподобно низкая цена на товар должна настораживать в первую очередь.

Сценарий 5. Вклад с повышенными процентами

- Как это звучит?

- Мошенники звонят с номера, очень похожего на банковский, и сообщают, что появился новый вклад с повышенной ставкой. При этом продукт пока не анонсировался, и на сайте его еще нет. Но клиент в эксклюзивном порядке может его открыть, перейдя по присланной ссылке.

- Как это работает?

- Ссылка ведет… Та-дам! на фейковый сайт, очень похожий на страницу входа в личный кабинет в банке. Гражданин вводит свои логин и пароль, и они тут же становятся известны злоумышленникам, которые мгновенно через реальный личный кабинет переведут средства на свои счета.

- Что важно знать?

- Информация о появлении в линейке банка нового вклада обязательно размещается на сайте кредитной организации, и открытие депозита становится доступно, в том числе, онлайн. Какие-то специальные условия могут предложить премиальному клиенту, но информация о таком продукте в любом случае должна быть публичной.

- Как вести себя с мошенниками?

- Попросить прислать ссылку, но не переходить по ней. Зайти на сайт банка или позвонить на горячую линию и узнать подробности эксклюзивного предложения. Если оно все же окажется фейком, рассказать реальному сотруднику банка о мошенниках и показать ссылку, чтобы банк мог принять оперативные меры.

Еще раз повторимся - вариаций мошеннических схем и диалогов множество, но объединяет их одна стратегия: воспользовавшись эффектом неожиданности и неподготовленностью жертвы в финансовых вопросах, оказывая максимальное моральное давление, заставить человека оперативно расстаться с деньгами. Не попасться на уловки злоумышленников легко: сохранять бдительность, не поддаваться панике и не принимать важных экономических решений под давлением телефонного собеседника. А еще - помнить о наших советах.