Найти тему

Ошибка творческого типа

Заблуждение о "творческом типе".

Это сводит меня с ума. Всякий раз, когда я упоминаю о своем исследовании креативности, люди неизменно говорят мне, как бы они хотели быть креативными. Когда я спрашиваю их, почему они считают, что не могут быть, они объясняют, что не похожи на "творческие типы", о которых они слышали и читали. В основном они говорят что-то вроде: "Я читал о [укажите здесь известного человека] и его [укажите здесь причудливую характеристику]. Они использовали [вставьте здесь странную привычку]. Мозг некоторых людей просто работает по-другому!".

Меня очень беспокоит не то, что это утверждение имеет истинную ценность, эквивалентную рекламе таблеток для похудения. Дело в том, что люди, которые мне это говорят (и верят в это), часто являются студентами, обладающими большим творческим потенциалом. Они продемонстрировали мне его в своих работах. Но когда они принимают такой образ мышления, они создают самоисполняющееся пророчество - они считают, что не соответствуют творческому стереотипу, поэтому игнорируют свой творческий потенциал и в итоге оказываются не такими уж творческими, как они предсказывали. Сколько творческого потенциала теряется из-за этого?

Кстати, я говорю не только о неопытных студентах. Я говорю об очень опытных людях, которых я обучаю на программах для руководителей. Я имею в виду звездных менеджеров хедж-фондов, морских котиков, опытных редакторов и директоров корпоративных/государственных подразделений. Это люди, которые, несмотря на свои собственные доказательства обратного, действительно верят, что существует редкий и особенный творческий тип, и что они не являются одним из них. Зря вы так думаете. Так почему же оно сохраняется?

Достоверность существования особого творческого гения была развенчана наукой.[1] Но хотя типы могут и не быть особыми, они все равно существуют. И это укрепляет идею о том, что творческий потенциал - это фиксированная, а не расширяемая способность.

Ошибка фиксированности

Если обратиться к онтологии понятий Американской психологической ассоциации, то "креативность" входит в более широкий термин "черты личности", а большинство родственных терминов относятся к чертам людей (например, одаренность, интеллект, открытость опыту). Хотя такая характеристика делает творчество более распространенным явлением, она все равно делает его типом - творческий человек является умным человеком с высокой способностью к дивергентному мышлению и открытостью опыту. Когда креативность исходит из вашей личности, вы снова остаетесь с тем количеством креативности, с которым вы родились.

Я должен отметить, что существует множество исследований о ситуациях и опыте, которые могут сделать человека более креативным. Жизнь за границей, жизнь в городе, новичок, работа с разными людьми... это лишь некоторые из часто упоминаемых способов повышения креативности. Но подождите. Посмотрите на эту выборку признаков, и что вы увидите? Черты, которые снова создают типы. Сейчас творческий человек - это начинающий космополит-эмигрант, который работает с кем-то из другой этнографической группы. Что делать человеку со средним уровнем карьеры, живущему в пригороде?

Возможно, настало время посмотреть на то, кем "являются" творческие люди, и более внимательно изучить то, что они должны делать. То, что люди могут делать, лучше всего характеризуется как навыки, и творчество должно быть одним из них.

Цель этого блога

Мы с Джеффом Левенштейном написали книгу "The Craft of Creativity" именно потому, что нам казалось, что много творческого потенциала пропадает зря. Например, компании стремятся нанимать творческих людей, несмотря на непоследовательную и невыразительную связь между личностью и творческими результатами[2], вместо того, чтобы пытаться развить их индивидуальные творческие навыки. И когда мы рассмотрели области, в которых приходится обучать творчеству тех, кто будет в них работать, оказалось, что здесь определенно есть чему поучиться. Композитор Джесси Гессфорд сказал: "Когда студенты приходят, у них нет процесса". Это мнение поддержал Дрю Дэвидсон, директор Центра развлекательных технологий Карнеги-Меллона. У творчества есть процесс; это навык, потому что вы можете стать лучше в этом процессе".

Но это не простой процесс и не то, что можно свести к 5 простым шагам. Поэтому в этом блоге мы обсудим различные способы, с помощью которых вы, читатель, сможете применить множество инструментов и открытий, которые мы нашли во время написания книги, для улучшения своих творческих навыков.

Итак, чему же нужно научиться? Многому. Как определить, когда креативность действительно может быть полезной - это набор навыков. Как превращать свои идеи в реально работающие инновации - это набор навыков. Как ваше ремесло (т.е. ваши нетворческие навыки) может помочь вам быть более креативным - это набор навыков. Последнее подразумевает, что новички НЕ являются более креативными, а также показывает, что часть того, чему нам нужно научиться, - это то, от каких идей нам следует отказаться.

Есть много идей, которые просто ошибочны (за пределами творческого типа), от которых нам придется отказаться. То, что новички более креативны, - одна из них. То, что креативность используется только для определенных вещей или в определенных областях, - еще одна. Все разные типы людей, с которыми мы разговаривали - бухгалтеры и художники, механики и музыканты, врачи и танцоры - ВСЕ они описывали свой творческий процесс одинаково.

На что же похож этот процесс? Настройтесь в следующий раз на очередной интересный эпизод "Творчество - блог Psychology Today". В следующий раз мы поговорим о том, что вообще значит быть творческим человеком, ведь творчество - это не всегда такая новинка, как вам кажется.