Найти тему
Религиозная идея

Аргумент разумного замысла

Все знают известный аргумент с часам в пользу идеи разумного замысла сущего. Дикарь, нашедший в пустыне часы и глядя на этот мудрёный механизм, никаким образом не сумел бы прийти к мысли, что механизм этот собрался случайно, сам собой. В более простом варианте предлагается живописная картина с просьбой задуматься, нарисовала бы эта картина сама себя или всё-таки за ней стоит автор?

Аргумент выглядит интуитивно убедительным. Глядя на окружающий нас мир, мы действительно видим порядок, видим идею и организованную точность. Собственный опыт подсказывает нам, что порядок не возникает сам сбой. Что для организации процесса требуется сознательное усилие. И в этой связи совершенно логичным кажется умрзаключение, что всё это устройство кто-то упорядочил. И сделал это разумно и по плану.

Однако аргумент этот оказывается на проверку абсолютно проигрышем для бога. Всё дело в том, что фундаментальным элементом этого порядка является смерть. Именно она запускает весь "часовой механизм", да и вообще придает всему этому движению смысл. Ни одно дерево не стало бы цвести, плодоносить, расти, цепляться корнями за жизнь, если бы не его неизбежная смерть. Куда бы кто ни карабкался, ни стремился или бежал, можно с уверенностью сказать, что бежит он от смерти.

Дальше хуже. Фундаментальным элементом уже самой смерти в нашем мире является убийство. Именно убийство во многом и придает форму тому, что мы видим как организованный порядок. Взять для примера какого-нибудь леопарда, который, уж конечно, не организовался случайно во всей своей сложности. Но вся его организация подчинена необходимости убивать. Его окраска, устройство лап, строение тела, расположение глаз, зубы - всё сформировано по лекалу убийцы. Убийством обусловлена и форма его жертв - антилоп и кисуль, которые, помимо спасения от хищника, тоже заняты уничтожением на своей нише, несут смерть растениям. В основе всего "часового механизма" находится убийство, которое определяет форму большинства его деталей. На всех уровнях этого миропорядка все друг друга жрут и уничтожают самым жестоким и кровожадным образом. Стань убийцей или сдохни - другой альтернативы попросту нет.

Это и есть замысел бога? Когда мы смотрим, как горностай меняет по сезону цвет своего меха, мы безусловно видим в этом идею. Процесс имеет причину и цвет перемен неслучаен. Нам хорошо ясно, что горностай маскируется, и понятно, зачем. Маскировка помогает ему эффективней охотиться - то есть убивать. Но как мы должны представлять разумный замысел этого процесса? Сидит бог, занятый творчеством, и созидает такой: а вот создам-ка я зверушку такую симпатишную, горностая. Пускай её главной заботой будет желание убивать. Пускай она будет голодная до убийства. А чтобы убивала она эффективней, пускай цвет свой меняет по сезону.

Как видите, аргумент этот крайне проигрышный для бога и не надо говорить про грех, вошедший в мир. Иллюстрируя данный аргумент часами или нарисованной картиной ссылаются именно на наш грешный мир, апеллируют именно к его организованности и упорядоченности.