Наверное, не для всех этот фильм – забытый и малоизвестный, кто-то его смотрел в детстве или уже во времена YouTube и прочих интернет-площадок, но о «Скорости» (1983) довольно редко упоминают в связи с Дмитрием Харатьяном, Алексеем Баталовым и группой «Машина времени», создавшей музыку для этой кинокартины.
На форумах и в тематических блогах о «Скорости» пишут или восторженно, или – никак, то есть: «В первый раз о таком слышу». Так или иначе, это показательный и весьма интересный фильм – с точки зрения эпохи.
По композиции он напоминает «Кузнечика» (1978), только там – девушка-филолог, а тут юноша-технарь. Мы наблюдаем историю талантливого самородка с каким-то особым, почти мистическим отношением к машине и скорости.
Сначала он попадает в команду к фанату-бессребренику, потом – кидается на деньги и становится пустым прожигателем, после чего, окончательно опустошив себя, уходит от всех благ – обратно к своему наставнику. Это – канва. Но там есть нюансы.
Итак, перед нами выпускник детского дома Гриша Яковлев (Дмитрий Харатьян), которого замечает преподаватель политехнического вуза – Игорь Лагутин (Алексей Баталов). Как было дело? Парень заявился на автогонки в таком драндулете, что это вызвало хохот зрителей.
Правда, потом самодельная конструкция внезапно показала себя, как машина-зверь. Лагутин помогает Грише с вузом и устраивает к себе на работу, где группа энтузиастов проектирует сверхскоростной автомобиль.
Не обошлось и без любовного треугольника, но он не так интересен, как всё остальное. В этой истории – прямолинейная дидактика. Есть хорошие и плохие. Хорошие – это команда Лагутина с их устремлённостью к техническому прогрессу,...
...а плохие – это преподаватель сопромата Левко (Всеволод Шиловский) и его друзья-фирмачи. Левко, воспользовавшись размолвкой ученика с наставником, приводит Гришу в …автосервис, где крутятся чудовищно большие деньги.
Вот этот момент – весьма занимателен. В СССР иметь машину означало …иметь проблемы. Потому что, если ты сам не умел её чинить и не имел доступа к запчастям, это оборачивалось банальным унижением перед слесарями автосервиса.
Хорошо показано, как заматеревший Григорий снисходительно и даже нагло общается с клиентами, а они перед ним буквально прыгают, как дрессированные болонки. В те годы начальники автосервисов жили богаче, нежели многие крупные парторги и директора предприятий.
Ибо у последних – зарплата, а в автосервисе – любые деньги за починку любимого «коня». Потом происходит трансформация и, порушив зачем-то свои импортные телевизоры и аудиосистемы, а заодно – мебель фасона «стенка», забитую хрусталём, Гриша возвращается к Лагутину.
В чём нежизненность этой киноистории? Точно так же, как и в «Кузнечике», где героиня из профессорских хором возвращается в общежитие, так и здесь – парень с одним рюкзачком уходит из своей, купленной им, кооперативной квартиры. Кто так делал? Никто.
Из автосервисов обратно «в большую науку» вряд ли кто возвращался. И потом, этот момент с квартирой: там чётко звучит фраза, что «у меня один рюкзачок» — это либо аллегория, либо… я не знаю, что. На протяжении фильма звучит музыка группы «Машина времени» и - песня Андрея Макаревича в финале.
Они, с одной стороны, были очень востребованы молодёжью, но, с другой, их время от времени приглашали в кинопроекты, что …снижало градус популярности, как ни странно. Тогда считалось, что лучшая музыка – та, что не звучит по радио и не транслируется из телеящика...
Zina KorZina (c)