Найти тему

Какие термины необходимо знать, играя в настольные игры

Оглавление

Увлекшись настольными играми дома в кругу семьи и друзей существует вероятность того, что вы забредете в клуб настольных игр в вашем городе. Оказавшись там вас могут смутить незнакомые словечки и жаргон.

Игра «Мачи Коро»
Игра «Мачи Коро»

Хочу с вами поделиться со списком некоторых «терминов» настольщиков.

Юнит

Юнит
Юнит

Юнит (от англ. «unit» - единица, подразделение) – это боевая единица, отряд или солдат.

Мипл

Мипл
Мипл

Мипл (от англ. – «my people» - мой народ) – игровая фишка в форме человечка. Почти тоже самое, что и юнит, но обычно миплы не воюют. Миплы приобрели популярность благодаря известнейшей игре «Каркассон», в которой они используются в качестве игровых жетонов, обозначающих подчинённых игрока.

Гекс

Поле настольной игры «Братство девяти»
Поле настольной игры «Братство девяти»

Гекс (от англ. «hexagon» - шестиугольник) - это правильный шестиугольник. Во многих играх игровые поля состоят не из квадратных клеток, а из гексов.

Гексы позволяют вносить сбалансированную возможность хода по диагонали (в отличии от квадратных клеток, в которых часто запрещен ход по диагонали или имеются некоторые нюансы хода по диагонали).

Тайлы

Тайл - это большая плитка из плотного картона или другого материала (от англ. «tile» – плитка) часто в форме шестиугольника или квадрата. Обычно они используются для построения игрового поля, но в некоторых играх выкладываются на само поле.

Как правило на тайлы нанесено изображение участков местности. Тайлы обычно используются, чтобы создавать определённый ландшафт со своими особенностями.

Механика

-6

Игровая механика – особенность правил какой-либо настольной игры, по которым игроки совершают действия в ходе партии или раундов.

Например один из классических механик настольных игр - бросок кубика, для определения количества клеток, которые нужно пройти. Другой пример - разыгрывание некоторого количества карт с руки. Обычно игроками обсуждаются более сложные игровые механики.

Жетон/Токен/Фишка

-7

Жетон или токен (от англ. token - жетон, знак) – плоская фишка, выполненная из картона. Используются для обозначения игрока или его юнитов. Для обозначения юнитов могут использоваться миниатюры или фишки. Иногда используется в других ситуациях(пример: жетоном первого игрока. У кого этот жетон, с того начинается ход).

Каунтер/Счетчик

Счетчик раундов настольной игры «Мертвый сезон »
Счетчик раундов настольной игры «Мертвый сезон »

Каунтер (от англ. counter - счетчик) или счетчик – жетон служащий для подсчета очков или других параметров игроков. Обычно выкладываются на различные таблицы-счётчики.

Маркер/Фишка

Маркеры ран в игре "Ужас Аркхема"
Маркеры ран в игре "Ужас Аркхема"

Маркерами или фишками обозначают какое-нибудь временное игровое состояние. Например, если юнит ранен, на жетон юнита выкладывают маркер или фишку раны.

Монеты/Валюта

Монеты настольной игры «Цитадели»
Монеты настольной игры «Цитадели»

Фишка, использующаяся в играх с экономической механикой для обмена или покупки игровых ресурсов.

Кубик/Дайс/Кость

-11

Дайс (от англ. «dice» - кубик) – как правило это шестигранный куб или другой многогранный предмет, используемый в качестве генератора случайных чисел.

На грани куба могут быть нанесены не только точки, числа, но и различные символы.

«Кубик» со 100 гранями
«Кубик» со 100 гранями

Кубики бывают не только шестигранные. Иногда в играх могут использоваться дайсы с разным количеством граней. Коротко их называют D3, D4, D6, D8, D10, D12, D20 и даже D100, где число после буквы «Д» обозначает количество граней на нём.

ХП/Здоровье

-13

ХП (от англ. «health point» - очки здоровья или от англ. «hit point» - очки удара) - количество очков, при снижении до нуля которых юнит или игрок считается побежденным или уничтоженым (в зависимости от правил игры).

Хит

-14

Хит (от англ. «hit» - удар) - нанесение урона юниту или игроку с последующим снятием ХП (очков здоровья).

Баланс

-15

Характеристика настольной игры, позволяющая описать вероятность победы игроков не зависимо от начальных условий и хода игры.

Или по другому на сколько одинаково игроки способны победить, используя различные механики игры.

Если какое-то действие или какой-то игровой приём или предмет предоставляют игроку очевидное преимущество, говорят, что игра плохо сбалансирована или вовсе не сбалансирована.

Хоумрул / Кухонные правила

-16

Хоумрул (от англ. «home rule» - домашние правила) или кухонные правила - это дополнительные правила не входящие в правила самой игры, а придуманные игроками.

Чаще всего это делается для облегчения игры или внесения в неё разнообразий или самостоятельной балансировке игры.

Зиплок

-17

Зиплок (от англ. «zip-lock» - застежка) - это полиэтиленовый пакетик с пластиковой застёжкой-молнией. Используется для хранения и разделения различных игровых компонентов.

Протекторы

-18

Протекторы (от англ. «protect» - защита) – полиэтиленовые пакетики-кармашки для игровых карт. Защищают карты от затирания и других повреждений, например от пролитой на карты жидкости.

Бывают обычные прозрачные с обеих сторон, и более дорогие, из плотного материала с цветно, непрозрачной задней подложкой или даже рисунков.

Протектор с рисунком
Протектор с рисунком

Протекторы бывают разного размера, в зависимости от размера карт в разных настольных играх и бывают даже квадратные.

Прокси

-20

Самостоятельно изготовленная карта с целью возместить потерянную карту или карту которой нет.

Делают прокси-карты в основном для коллекционных карточных игр для возможности сыграть ей, из-за сложности их приобретения и цен на карты.

Очень качественное сделанное прокси возможна претендовать на подделку!

ПНП

-21

ПНП (от англ. «Print and Play» - распечатай и играй) – набор материалов для самостоятельной распечатки или изготовления настольной игры или изготовленная самостоятельно копия игры.

В зависимости от используемых материалов результат может оказаться как хуже оригинала, так и превзойти его. Некоторые игры распространяются исключительно в формате ПНП.

Заключение

Зная термины, вам будет намного удобнее общаться с любителями настольных игр и обсуждать с ними правила, особенности игр или игровые моменты и ситуации.

P.S. Нет никаких ГОСТов и стандартов, регламентирующих те или иные термины и сокращения. Я описал лишь те термины, которые использует игровое комьюнити в моем городе, в котором играю я.

Всем приятных игровых застолий!

Какие термины используете вы? Дополнения и поправки для статьи приветствуются в комментариях.