Троллейбусная остановка рядом с заводским общежитием.
Время - 6 часов 30 минут. На остановке полтора пассажира.
6 часов 40 минут. На остановке человек 10. Они спокойно садятся в подошедший троллейбус, через десять минут будут на проходной завода. В 7 часов в раздевалке цеха, в 7 -10 на рабочем месте, 7-20 приступят к работе.
6 часов 45 минут. На остановке человек 30. В подошедший троллейбус вмещаются с трудом. На проходной в 7 часов. В 7-10 в раздевалке. В 7-20 на рабочем месте.
6 часов 50 минут. Определить количество желающих стать пассажирами, можно только на глаз (если его еще не подбили в давке).
Предел мечтаний – что бы дверь остановилась возле тебя, тогда и делать ничего не надо, тебя и так во внутрь занесут.
Вопль пассажиров понимающих, что троллейбус уедет без них: «Пройдите, место еще есть!»
Настойчивое требование пассажиров скопившихся возле двери, некоторыми частями тела они уже в троллейбусе: « Еще немного, всем же ехать надо, ну еще чуть - чуть!» требования сопровождаются активными телодвижениями.
Приказ водителя через микрофон: «Освобождаем двери!» Вариант – не приказ, а угроза: «Пока двери не освободят – троллейбус никуда не поедет!» Главное «никуда» - можно подумать, если двери не только освободят, но и отойдут на два метра, так он в Ялту направится!
Стоящие внутри, но недалеко от двери понимают, что тесниться еще рановато – сколько не теснись, образовавшееся свободное место все равно заполняется.
Двери с пятой попытки начинают закрываться, но тут втискивается крепкий во всех отношениях парень. Двери его давят, его просьба потесниться и дать дверям закрыться, не находит понимания. Но парень крепкий –сумел надавить куда надо и двери закрылись. Обиженный непониманием окружающих, парень уверенно заявляет: « Ну, хрен кто выйдет на следующей!!»
Обещание парень легко выполняет, тем более, что окружен он людьми садившимися (вернее влезавшими) вместе с ним, давиться ради одной остановки, желающих, как правило мало.
Но в виду того, что троллейбус все равно останавливается на остановках и пытается высадить пассажиров, едет он уже не десять минут, а пятнадцать! То есть в 7 часов 5 минут в лучшем случае!
В 7 часов 10 минут вахтеров на проходной трудности с транспортом перестают волновать, все кто позже 7-10 это уже опоздавшие! Со всеми вытекающими последствиями.
Но, нормальное время в пути 10 минут, и если повезет, то даже сев в троллейбус ровно в 7, можно успеть.
Но условия попадания в транспорт приближаются к боевой операции спецназа. Есть правила - хоть и негласные, но соблюдать надо строго. Допустим, если инвалид попробует сесть в заднюю дверь, максимум чего он сможет добиться –это перейти с третьей группы инвалидности в первую!
Если ты крайний возле двери, а они не закрываются, тебе надо либо энергично шевелиться, либо выйти. Если ты будешь стоять спокойно, тебя не поймут.
Как то в позиции крайнего оказался мужчина в шляпе ( он думал раз он в шляпе, то можно и не шевелиться) так после второй попытки водителя закрыть двери, откуда то из людской массы высунулась рука, сняла с него шляпу и выбросила на улицу! Конечно, он выскочил за шляпой из троллейбуса. Двери закрылись, троллейбус поехал.
Счастье от попадания в троллейбус, быстро сменяется раздражением от толчков и прочих телодвижений других пассажиров.
Но самую большую злобу вызывают пассажиры спокойно сидящие возле окошка.
И главная подлость –они заплатили те же самые 4 копейки за проезд! Тут уже оттоптали две ноги, оторвали три пуговицы и так «въехали» чем то твердым в середину моей фигуры, что не разогнешься! А тот сидит у окошка природой любуется!
Через три минуты опять не разогнуться, но уже от хохота.
Картина такая получилась - возле самой двери, спиной к ней, стоит мужчина. Перед ним па ступеньку выше его, по ниже пола стоит другой, намного меньше ростом. Впереди низкорослого, спиной к нему, стоит женщина.
Толи в результате посадки в троллейбус, толи по еще какой причине, но платье женщины, как бы это сказать, частично попало, ну скажем, в вертикальную складку пониже спины. Невысокий пассажир достает носом немного выше того места ,где находиться «застрявшая» часть платья. Не задумываясь о последствиях, он взял и вытащил платье из «складки»! Женщина, повернув голову, (целиком не повернешься) уставилась негодующим взглядом на высокого пассажира (маленького ее взгляд не зацепил – не попал он в поле зрения) и повернула голову обратно. Маленький, понял по взгляду, что сделал, что то не то.
Подумав (если можно так сказать), он указательным пальцем вернул платье «на место»!!! Женщина развернулась и въехала оплеуху высокому! И заметила извиняющийся взгляд маленького!!!
Но все равно, все пассажиры чувствовали себя единым целым.
Не было другой возможности попасть на работу!
Не обгоняли троллейбус легковые автомобили – частных почти не было, такси не поймаешь, да и дорого, а для персональных еще рано!
Тот троллейбус остался в далеком солнечном утре, а я сейчас тоже еду в троллейбусе, может даже в том же. Только он сильно износился за эти двадцать лет. С трудом поднимается в горку, гремит на каждой выбоине в асфальте. С трудом маневрирует в потоке иномарок. Сиденья из поролона давно поменяли на деревянные рейки. Трудно найти в нем место, куда не попадают капли дождя через щели в его корпусе. И сейчас не солнечное летнее утро, а дождливый осенний вечер. Можно, конечно поехать на маршрутном автобусе – и удобнее и быстрее. Но на троллейбус у меня проездной, а маршрутка стоит 7 рублей. А это два раза по полбуханки хлеба. Два дня без хлеба это плохо. Да и некуда мне торопиться.