Что общего между разведчиком Штирлицем и якутским снайпером Егором Чээриным? Это яркие герои советской литературы, заслуживающие культовый статус в кино и многочисленные фильмы про себя. У Штирлица это давно есть (тут и литературная основа богаче, и картин снято штук 6-7). У рядового Чээрина все только начинается.
Якуты снова сделали хороший и добрый, недорогой, но гордый фильм. На этот раз про Великую Отечественную войну. Стоит снимать сиквел.
«Рядовой Чээрин», снятый на копеечный бюджет инди-фильма (5,5 млн руб.), оказался достаточно крепкой и даже зрелищной работой. Но главное, конечно, не в этом. Якутам удалось передать дух советского военного фильма, что у киношников из Москвы обычно не получается, даже за сотни миллионов (порой кино оказывается даже антисоветским).
Хроники снайпера-якута в 1947 году издал вернувшийся с фронта писатель Тимофей Сметанин. Написанная в дневниковой манере повесть «Егор Чээрин» адресовалась детско-юношеской аудитории и рассказывала о фронтовых невзгодах с добрым юмором, элементами приключенческого жанра и подлинным уважением к защитникам Родины.
Образ снайпера в якутском кино, наверно, надолго. Кроме литературного приключенческого героя Чээрина кинематографисты, конечно, обращают внимание на личность реального Героя Советского Союза – снайпера Федора Охлопкова. Считается, что он стал прототипом героя фильма «Снайпер Саха» (2010), нет сомнений, что появится и настоящий байопик.
«Рядовой Чээрин» вышел в прокат в 2021 году почти одновременно с картиной «Сердце солдата», биографическим фильмом про Тимофея Сметанина, в котором звучат стихи из сборника «Сердце солдата» (1945).
Что происходит
В фильме показана осень 1943 года. Германские и советские солдаты сидят в окопах без движения. Нашим не дают подкрепления, немцы контролируют участок в ожидании переброски тяжелой техники.
У немцев крутой снайпер, он серьезно ослабил советские позиции. И тут приходит подкрепление, в составе которого – молодой охотник Егор Чээрин, показывающий навыки классной стрельбы.
Используя талант Чээрина, наши играют на опережение, чтобы взять стратегический участок. Важной линией становится дуэль снайперов. Но от протагониста можно ждать и других интересных вещей. Сверхспособности, как говорят любители комиксов, Чээрина стрельбой не ограничиваются. Он хитер, находчив и отлично ориентируется в лесу.
Несмотря на малый бюджет, в фильме есть достойный экшн. Значительная часть действия показывает разведку, где чисто советский стандарт: ползешь, иногда стреляешь, берешь «языка». Тут все хорошо.
В затишье – достойный окопный юмор. Шутки, что ценно, звучат не просто так, позже они пригодятся в военной тактике (хорошо, когда сценарий по книге!). И даже в сцене допроса дух приключения: Чээрин не строит из себя героя, а пытается перехитрить командование сил противника. Даже в плену он остается охотником, а не добычей.
Есть всего пара-тройка шероховатостей, где картинка на секунды отдает «Б-фильмом». Но это пустяки, по сравнению с общим результатом.
Требуется продолжение!
Дмитрий Кольцов дебютировал как сценарист, режиссер и актер, отлично сыграв командира. После успеха фильма он может претендовать на увеличение бюджета и съемки сиквела. Почему бы нет? Возможно, в кинокомпании «Сахафильм» уже об этом думают.
При всей любви авторов к советскому военному фильму, это все-таки приключенческий экшн. Да еще и с азиатом. И слово «комикс» тут не зря. В последнем кадре возникший из леса Чээрин в плащ-палатке выглядит супергероем, хотя авторы стилистически на комикс никак не намекают.
Талантливому кино намеки не нужны, детско-юношеская аудитория и так все считает. В сети с 2019 года есть стилизованные под манга комиксы про Чээрина школьницы Виолетты Дьяконовой. Это не случайность.
В якутской культуре есть харизматичный герой-воин, не только обладающий редкими навыками, но и несущий дух республики, использующий в борьбе с захватчиком даже национальную песню.
Персонаж вымышленный, историю его приключений можно дополнять отсылками к биографии Охлопкова и других снайперов или просто сочинять, но с чувством меры. Герой прошел испытание временем и может подняться в общероссийской культуре до уровня Штирлица.
Если якуты попросят денег у Фонда Кино, нужно дать. Если не попросят и снимут сами, фильмы нужно всячески поддерживать в прокате и на ТВ.
«Пугало»: как Триер, Кинг и Балабанов встретились в якутской деревне
Зомби, призраки и прочий хоррор Якутии — радость киномана
Почему фильм «Ржев» лучше книги «Искупить кровью»