На последнем заседании Комитета Госсовета РК по экологии и природным ресурсам, где разбирался давно набивший оскомину вопрос сбора и утилизации отходов 1—4-го классов опасности, было принято решение собраться вновь, но уже в расширенном составе, и более детально поговорить непосредственно с теми, кто занимается этой сферой деятельности. Не прошло и недели, как глава комитета Георгий Шаповалов уже знакомил предпринимателей, сотрудников благотворительных фондов и общественных организаций, чьи функции направлены именно на решение проблемы, с которой крымчанам пока не удаётся справиться. Во встрече также участвовали представители государственных предприятий, министерств и ведомств.
Все работают разрозненно
Думаю, они давно ждали такой встречи, во всяком случае все активно высказывали предложения по организации эффективной работы по сбору опасных отходов и их дальнейшей переработке или утилизации.
Увы, на сегодняшний день ситуация не радует: с одной стороны, население давно готово отделять вредный для экологии мусор от прочего и сдавать куда положено, но с другой, нет соответствующей инфраструктуры — людям не оказывают услуги по сбору отходов 1—4-го классов опасности. Об этом подробно говорилось на заседании комитета и изложено в статье «Утиль обретёт вторую жизнь. Если приложить руки».
Как правильно приложить руки — вот, пожалуй, главный вопрос, который был внесён в повестку этой неформальной встречи, состоявшейся в Доме предпринимателя в Симферополе.
С первых выступлений стало понятно, что фактически все действуют разрозненно: общей системы работы нет в принципе, каждый занимается сбором по собственному усмотрению, как говорится, кто на что горазд. Бизнесмены и благотворительные организации жалуются: трудимся на одном лишь энтузиазме, со стороны чиновников — никакой помощи.
Сегодня для тех, кто берёт на себя заботу собирать опасные отходы, камнем преткновения становится транспортная логистика. Приходится обращаться к посредникам, которые увозят опасный груз на материк — в Крыму соответствующих заводов до сих пор нет. Более-менее могут себя нормально чувствовать в плане выживания и развития те фирмы, которые на территории полуострова выступают в роли дочерних предприятий больших организаций, работающих по всей стране, как, допустим, ООО «Агентство «Ртутная безопасность». У головного предприятия, расположенного в Краснодарском крае, есть свои мощности для утилизации определённых видов отходов, в том числе и опасных: медицинских, ртутьсодержащих.
«Но мы заключаем договоры только с юрлицами. Из Крыма весь собранный груз уходит на наше головное предприятие. А батарейки, на утилизацию которых у нас разрешения нет, отправляем в Питер — на предприятие «Меркурий», имеющее бессрочную лицензию на переработку продукции 1—2-го классов опасности», — рассказывал в своё время директор ООО «Агентство «Ртутная безопасность» Артём Горбатюк, занимающийся приёмом тех же батареек и ртутных ламп, но исключительно от юридических организаций, в том числе торговых центров, с которыми заключены соответствующие договоры.
Например, «Ашан» и «Новацентр» устанавливают в своих торговых павильонах боксы для сбора использованных батареек. То есть сегодня лишь в таких крупных торговых сетях (но далеко не во всех) можно избавиться от опасных элементов. Думаю, не стоит бояться, что отсюда вредный груз может попасть на полигон — коммерсанты знают: за соблюдением экологических правил бдительно следит всевидящее око фискальных органов, и дешевле оплатить транспортировку на приёмный пункт специализированного предприятия, нежели на этом сэкономить и потом выплачивать баснословные суммы штрафов.
Вот если бы была конкуренция…
Но такие единичные пункты сбора проблему не решают. Непосредственно с населением работает региональный оператор. У нас он один — подведомственное МинЖКХ РК ГУП «Крымэкоресурсы». Однако эта организация не имеет лицензии на сбор опасных отходов. Так что по большому счёту организованно, на постоянной основе эта важная услуга населению не предоставляется. Возможно, если бы у государственного унитарного предприятия появился хотя бы один конкурент, дело сдвинулось с мёртвой точки. Пока же, как видим, эта организация — монополист и не спешит обзаводиться разрешительными документами. Это же касается и Тургеневского полигона для ТКО. Его представитель Сергей Попов говорит, что отходы принадлежат региональному оператору, а значит, бизнесмены, забирают у этого предприятия самые «сливки» (стеклотару, макулатуру и прочее). По сути, все рассматривают отходы исключительно как вторсырьё, на котором можно и нужно зарабатывать. Даже полигон, ведь не зря на тариф по вывозу ТКО влияет морфология мусора. Только вот эти структуры (ООО «Тургеневский карьер», «Крымэкоресурсы) не шибко проявляют инициативу в усовершенствовании сервиса для населения, хотя позиционируют себя как многопрофильные предприятия. Например, «Тургеневский карьер» даже тут — в секторе сбора опасных отходов — хочет иметь свою долю, недаром на его сайте фигурирует инвестиционный проект — «Строительство экотехнопарка», в который входят объекты обработки, обезвреживания, утилизации и захоронения ТКО (полный цикл, с выпуском готовой продукции), а также обезвреживания опасных промышленных и строительных отходов. Однако по сей день этот проект остаётся прожектом. ГУП РК «Крымэкоресурсы», как видим, тоже не активничает, во всяком случае не отрабатывает возможность собирать и транспортировать отходы 1—4-го классов опасности.
Подозреваю, что МинЖКХ, в ведении которого и находится ГУП, не хочет суетиться. А ведь именно оно, согласно постановлению СМ РК от 24.06.2014 года № 150, обязано «организовывать деятельность по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, в частности, таких опасных, как отработанные ртутьсодержащие лампы, ртутные термометры и источники малого тока (батарейки)». А в соответствии с Порядком накопления ТКО, утверждённым постановлением СМ РК от 13.11.2017 года № 591, в этой же работе должны непосредственно участвовать и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Но, как замечает директор АНО «ЖКХ Контроль» Анатолий Петров, камнем преткновения становится постоянная смена профильных министров, вместе с которыми меняются и правила игры, из-за чего потенциальные инвесторы отказываются вкладывать свои миллиарды в крымские проекты.
«В республике должны появиться три экотехнопарка, в каждом — комплекс заводов, начиная от сортировки и заканчивая утилизацией. Есть бизнесмены, готовые хоть завтра вкладывать деньги. Всё, что нужно сделать, — создать им условия для успешной реализации проектов, — отмечал при личной беседе А. Петров. — Для этого нашей власти следует напрячься и сделать всё разумно, для начала выделить участки, да такие, чтобы население не возмутилось. Найти несложно — было бы желание, ведь все нормы определены. Но пока — лишь сплошные прожекты».
Предложения от деловых людей
Бизнес, к слову, тоже имеет чёткое представление, что поможет исправить нынешнее положение дел.
«Раздельный сбор вторсырья — нелицензированный вид деятельности. В Казани, например, просто ввели второго и третьего региональных операторов, и всё сразу встало на свои места. То есть появилась здоровая конкуренция на уровне работы непосредственно с населением. Следом пришёл частный бизнес с большими инвестициями, готовый заниматься переработкой и утилизацией. Сегодня в этом регионе уже нет проблем со сбором и утилизацией любых видов отходов, в том числе и опасных», — отметил уроженец Татарстана Ленур, который теперь начал развивать свой бизнес по сбору мусора в Крыму.
А крымчанин Артур, занимающийся исключительно стеклотарой, замечает, что 70% ТКО составляет вторсырьё, всегда востребованное на рынке.
«Оператор должен расставить нужное количество контейнеров и у себя на базе заниматься сортировкой. Или позаботиться о необходимом количестве боксов для разносортного сырья и равномерной расстановке их по городу. Кому продать это сырьё, он всегда найдёт», — уверен Артур.
В свою очередь, евпаторийский предприниматель Денис Денисенко подтверждает правильность мыслей наших парламентариев, утверждающих, что нужны службы или отдельные предприниматели, которые будут заниматься сбором и транспортировкой сразу всех видов отходов. Тогда опасный утиль может стать для них лишь незначительной дополнительной нагрузкой.
«Если я собираю по городу почти всё: пластик, плёнку, бумагу, мне несложно «в довесок» захватить незначительное количество тех же батареек или лампочек. Лишь бы было определено чёткое место для их сбора, а переработчик, которому я в итоге их буду сдавать, на моей площадке установил спецконтейнер, куда я могу складировать опасный груз до момента отправления. Если моему партнёру выгодно получать за раз две тонны, пусть ставит у меня на предприятии 4 контейнера по 50 кг. Когда наберётся нужный объём, я ему позвоню и сообщу, что груз готов. Он заберёт и даст мне пусть даже минимальную компенсацию, главное — чтобы я имел хоть небольшую выгоду», — рассуждает Денис, подчёркивая, что за малыми объёмами никто машины отправлять не станет, только если, как говорится, попутно.
Свои соображения высказали и общественники. Представитель НКО «Центр развития экологических инициатив «Сеятель» Екатерина Льготникова посоветовала обратить внимание на опыт других регионов России.
«Утилизация опасных отходов — дело дорогое, сложное, оно должно контролироваться государством. А вот сбор и перевозку вполне можно возложить на мелких или средних предпринимателей, за работой которых пусть следят местные органы власти. В Ижевске, например, опасный груз собирают и увозят управляющие компании МКД. Плата входит в стоимость вывоза ТКО. Контейнеры ставятся возле каждого дома. Муниципалитет держит всё на контроле», — рассказывает Е. Льготникова.
Крымские волонтёры тоже стараются внести свою лепту в экологическую безопасность республики. И, по словам Вероники Нечаевой, представляющей благотворительный фонд «Добро мира — волонтёры Крыма», эта организация в рамках проекта «ЭкоКрым» составляет карту всех предприятий на полуострове, осуществляющих раздельный сбор мусора. Кстати, ребята наладили взаимодействие с ярославским заводом, который уже забрал 1,5 тонны батареек из Ялты, Симферополя и Севастополя. Вероника задаётся вопросом: «Если активистам под силу организовать сбыт, то почему государственные структуры не могут справиться с этой задачей?».
А ведь в Крыму, и Симферополе в частности, есть множество ответственных лиц, которыми аж до 2030 года разработана Стратегия социально-экономического развития крымской столицы, предусматривающая всевозможные мероприятия по организации раздельного сбора, переработки и повторного использования отходов или их утилизации. Прочитав перечень поставленных задач, почти прослезилась от умиления — так всё красиво на бумаге изложено. На самом деле ни один пункт по раздельному сбору ТКО не выполнен. Кто-то слышал, что ведётся сбор мусора по 3—4 фракциям и работают системы поощрений и наказаний, стимулирующие народ на раздельный сбор отходов? Я, мои знакомые и коллеги — нет.
В общем, на каком-то уровне явно происходит сбой: то ли на межведомственном, то ли на законодательном. И этим наконец-то озадачились первые лица республики. Во всяком случае они начали задавать конкретные вопросы не только тем, кто по долгу службы занимается этим направлением, но и тем, кто на сборе отходов зарабатывает. Во время встречи в Доме предпринимателя Г. Шаповалов обратился ко всем присутствующим с просьбой, чтобы каждый, исходя из своих сфер деятельности, опыта, внёс конкретные предложения.
«Сформулируйте своё видение, напишите, от кого оно исходит, и направьте в Фонд поддержки предпринимательства. Мы обязательно соберём все письма, проанализируем, возможно, они лягут в основу каких-то новых решений. Мы готовы искать компромисс, помогать, оказывать содействие», — отметил парламентарий.
Ну, как говорится, в добрый путь — всё к тем же горизонтам.
Ольга САФРОНОВА
Фото автора
Материалы по теме:
«Утиль обретёт вторую жизнь. Если приложить руки»