Найти тему
Романтика окраин

Ноябрьский поход к закрытой станции Крюково-Грузовое

Приветствую вас, друзья!

Сегодня хотел бы показать вам немного Зеленограда. В середине ноября прошедшего года нам со Стасом пришла в голову идея выбраться и погулять по пока ещё существующей в Зеленограде ветке от станции Крюково до закрытой станции Крюково-Грузовое (Крюково-Товарная), которая в 1972—2016 гг. являлась грузовым двором Крюково. Расконсервация этой станции даже в случае возврата грузового движения на Главный ход ОЖД крайне маловероятна, а куда более вероятна застройка оной очередными человейниками, всё же Зеленоград это Москва и надо, так сказать, держать марку, не оставая от остальной столицы.

В этой связи, мы решили не тянуть кота за хвост и погулять там пока всё ещё относительно на месте. День, правда, выбрали не слишком удачный, это было утро после ледяного дождя и было очень скользко, но менять планы не хотелось. К слову, самое забавное, что после того, как мы в целях согрева, приняли по 150 грамм хреновухи, координация при движении по обледеневшим шпалам не только не ухудшилась, но напротив улучшилась и идти стало гораздо легче. Вот такой вышел парадокс. Впрочем, это было лирическое отступление, приступим уже непосредственно к прогулке.

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!

1. Поход мы свой начали от метро «Ховрино», двигаясь через Химкинский лесопарк вдоль путей Главного хода в направлении платформы Левобережная. Раньше здесь был лес, но эту просеку под ЛЭП вырубили в 2014-м году. Старая просека ЛЭП располагалась чуть южнее.

2. Платформа Левобережная (использовалось также название Левобережье). Вид на Москву. Остановочный пункт открыт в 1938-м году по инициативе "бабушки" Крупской, при чьём активном участии был создан Государственный библиотечный институт. В 1936 году институт был переведён из Москвы в новообразованный посёлок Левобережный.

-2

3. Необходимость создания нового остановочного пункта была связана со строительством канала Москва — Волга, отрезавшим посёлок от станции Химки, входные светофоры которой мы видим на переднем плане. За ними - охраняемый Химкинский железнодорожный мост через Канал им. Москвы. Построен он был в 1935 году за девять месяцев по проекту инженера Аполлона Аполлоновича Белоголового. Но сейчас не буду углубляться в детали, ибо мне, когда установились морозы удалось довольно подробно поснимать его со льда, так что это достойно отдельного поста.

-3

4. И вот мы в замкадном Зеленограде. Станция Крюково - крупная железнодорожная станция на Главном ходу Октябрьской железной дороги (Ленинградское направление) в Зеленоградском административном округе города Москвы, главный транспортно-пересадочный узел округа.

Станция входит в Московский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Октябрьской дирекции управления движением. По основному характеру работы является промежуточной, по объёму работы отнесена ко II классу. Открыта в 1851 году вместе с Николаевской железной дорогой Москва - Петербург. Названа по деревне Крюково, располагавшейся северо-восточнее. В последней четверти XIX века на станции были построены две деревянные платформы с вокзалом, водонапорная башня, здание для хранения паровозных машин, возник маленький посёлок из двух жилых казарм для рабочих и служащих железной дороги. Для снабжения паровозов водой в 1861 году к северу от станции на реке Сходня был устроен пруд (ныне — пруд Водокачка, также известный как Школьное озеро).

В 1938 году деревня Крюково, разросшийся посёлок железнодорожников и деревня Скрипицыно были объединены в посёлок Крюково, и станция стала полностью окружена его территорией. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году в районе станции шли бои за Крюково. В 1958—1960 годах к северу от станции был основан город Зеленоград. В 1970 году при расширении границ города в его состав вошли территории к северу от станции (ныне это районы Старое Крюково и Силино), а в 1987 году — территории к югу от станции (ныне район Крюково), и станция оказалась полностью на территории города.

В северо-западной части станции расположено моторвагонное депо Крюково (ТЧ-6) Октябрьской железной дороги, открытое 4 июня 2000 года и обслуживающие электропоезда, курсирующие по Лениградскому направлению.

-4

5. Путь на закрытую станцию Крюково-Грузовое ответвляется вправо от главных путей.

-5

6. И начинает медленно опускаться вниз правее насыпи. Индеец Зоркий Глаз Внимательный читатель также найдёт на фото деревянный туалет.

-6

7. Взгляд назад к пассажирским платформам Крюково.

-7

8. Справа за забором расположены гаражи и следственный изолятор № 12 УФСИН по Московской области. Вот такое соседство.

-8

9. Вид обратно. Вот здесь я смачно навернулся на скользских шпалах.

-9

10. Но одним лишь СИЗО соседство не ограничивается.

-10

11. Путь вправо по стрелке ведёт ни много ни мало на территорию колонии-поселения № 2. В этом чудесном месте мы и решили сделать привал, чтобы принять немного для согрева и, как вспоследствии выяснилось, улучшения координации.

-11

12. Ворота колонии. Хорошо видна характерная сторожевая вышка.

-12

13. Взгляд назад. Сигнализация на ветви работает.

-13

14. Да и вообще она, пожалуй, не имеет совсем уж заброшенного вида, несмотря на отсутствие наката.

-14

15. Взгляд назад.

-15

16. Слева от ветви тянется обширный ГСК «Октябрьский».

-16

17. А по ГХ ОЖД тем временем пронёсся "Невский экспресс".

-17

18. Районная тепловая станция (РТС-2) ГУП «Мостеплоэнерго».

-18

19. Стрелка. Путь влево ведёт к тяговой подстанции 110 кВ "Крюково", модернизированной при строительстве III и IV главных путей от Ленинградского вокзала до Крюково. Но мы идём правее.

-19

20. Вид обратно.

-20

21. Ветвь ныряет под Алабушевский путепровод Алабушевской же улицы, который был открыт 1 сентября 2012 года. Ранее здесь был переезд.

-21

22. Мост через реку Сходню.

-22

23. Вид обратно.

-23

24. Довольно полноводная, например, в Тушино, Сходня здесь из себя представляет вот такой небольшой ручеёк.

-24

25. За мостом начинается самый живописный лесной участок ветви.

-25

26.

-26

27.

-27

28. По бокам уже растут небольшие ёлочки, но всё равно видно, что путь заброшен не сильно давно.

-28

29. Взгляд назад.

-29

30.

-30

31. Ягодки поздней осени.

-31

32. Вдали уже виднеются мачты освещения закрытой станции.

-32

33. Вид обратно.

-33

34. Горловина. Стрелки на станции ручные.

-34

35. Как уже упоминалось, станция является бывшим грузовым парком Крюково, существовавшим в 1972—2016 годах на правом ответвлении главного хода Октябрьской железной дороги в Северной промышленной зоне города Зеленограда, в 4,5 километрах от основной станции. В период своего существования Крюково-Грузовое по Тарифному руководству № 4 имело свой код Единой сетевой разметки и параграфы работы, имея таким образом свойства отдельной станции. В марте 2016 года Крюково-Грузовое было закрыто для выполнения грузовых операций по всем параграфам Тарифного руководства № 4 с исключением из него.

-35

36. Над станцией висела тишина и лишь какие-то работяги что-то жгли.

-36

37. Вид обратно.

-37

38. Здесь, возможно, некогда обитал стрелочник.

-38

39. К слову, работяги сказали, что поездов здесь не было уже очень давно. Правый путь некогда обслуживал ЗАО «Терминал Зеленоград-М», который осуществляет весь комплекс услуг, связанных с таможенным оформлением и хранением легковых и грузовых автомобилей, ввозимых на территорию России генеральными импортерами, в зоне деятельности Центральной Акцизной таможни.

-39

40.

-40

41.

-41

42.

-42

43. Путь справа ведёт на заброшенный грузовой двор, но мы туда почему-то не пошли. Начинало темнеть и к тому же мы малость затупили с картой. Впрочем, наверное, ещё будет возможность вернуться.

-43

44. Ещё один путь вправо когда-то вёл к терминалу обработки насыпных грузов.

-44

45. Сейчас он в основном разобран.

-45

46. Безмолвие.

-46

47. И забытье. Станция потихоньку зарастает молодыми берёзками.

-47

48. Какая-то жизнь тут есть, но она не железнодорожная.

-48

49.

-49

50.

-50

51. Зеленоградский плодоовощной комбинат (ПОК).

-51

52. У него, кстати, есть подъездной путь. Тот, что ниже справа.

-52

53. Если быть точнее, то два пути.

-53

54. Ворота комбината.

-54

55. А вот то, что можно увидеть через щель в них.

-55

56. Вид обратно.

-56

57. И вот мы подошли к тупиковой горловине станции.

-57

58. Можно было бы сказать: "Поезд дальше не идёт", но и поездов-то давно нет уже...

-58

59. На станции продолжали жечь.

-59

60. А мы выбрались со станции на окраину Зеленограда в самом сердце Северной промзоны на проспект Генерала Алексеева. Назван 29 ноября 2011 года в честь Дмитрия Фёдоровича Алексеева (1902–1974), генерал-полковника. Решение о присвоении его имени проспекту было приурочено к 70-летию битвы за Москву. В 1941 году оборону Москвы на Ленинградском шоссе и возле деревни Крюково вела 354-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник Алексеев.

-60

61. Далее мы свернули на главную магистраль Зеленограда Панфиловский проспект и потихоньку двинулись в сторону станции Крюково.

-61

62. Районная тепловая станция PTC-1 ОАО "Мостеплоэнерго".

-62

63. Упомянутое в начале рассказа Школьное озеро (оно же пруд Водокачка, оно же Верхний пруд, оно же Крюковский пруд). Изначально было расположено прямо на реке Сходне между 10-м и 11-м микрорайонами, теперь загрязнённая река обходит пруд в подземном коллекторе.

Находится на балансе ГУП "Мосводосток". Используется для околоводного отдыха, прибрежных прогулок, любительского лова рыбы (карась, ротан, реже карп, был окунь, выпускался толстолобик) и купания, которое в последние годы официально запрещено. Создано, как уже говорилось, в 1861 г. при прокладке дороги Москва - Санкт-Петербург для забора воды для паровозов, от чего происходит основное название.

Школьным озером пруд стал называться в последние десятилетия в связи с тем, что рядом находятся две школы. Кроме того, школьники принимают участие в уходе за прудом. Верхним называется по отношению к Большому Городскому пруду. Крюковский пруд фигурировал в справочнике "Улицы Москвы" без каких-либо ссылок. Судя по указанной площади (6,3 га) имелся в виду данный пруд.

-63

64. Довольно живописное место.

-64

65. Рядом со станцией Крюково сохранилось парочку вот таких домиков 50-х годов, т.е. он построены ещё во времена посёлка Крюково, до образования Зеленограда.

-65

66. Гаражи вдоль железки.

-66

67. Таких домиков там всего два, один из них (дальний) полностью заброшен.

-67

68. Ну и напоследок вечерняя платформа Крюково, куда мы вернулись, чтобы в свою очередь вернуться из Зеленограда в Большую Москву. Фото уже, можно сказать, историческое. Скоро платформа будет полностью перестроена. Говорят, что работы уже начинаются.

-68

И на этом на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!