Найти тему

Философ, Педагог, Интеллигент

Профессор ШПГУ
Профессор ШПГУ

Трудно по достоинству оценить путь своего учителя тогда, когда ты сам стоишь лишь в начале пути, но ещё труднее не сказать ни единого слова о том человеке, который помог тебе выбрать этот путь. Вспоминая Юрия Николаевича, перед нами неизбежно возникает образ человека-друга, на протяжении всей своей жизни боровшегося с человеческой глупостью, лицемерием и безразличием. Сама личная и научная жизнь этого незаурядного учёного помогает приоткрыть тайну появления на небосклоне отечественной науки феномена философа, педагога и интеллигента в одном лице.

Родился Назаров Юрий Николаевич 23 февраля 1941 года в маленьком, провинциальном городке Гаврилов Посад, находящемся в самом сердце древней Ростово-Суздальской земли, носящей имя Владимирское Ополье. Семья Юрия Николаевича происходила из крестьян прихода Николаевской церкви села Жадинского Суздальского уезда Владимирской губернии. На протяжении всей своей жизни Юрий Николаевич вспоминал тяжелый и изнурительный крестьянский труд своей матери, знакомство с которым навсегда определило его профессиональный и жизненный путь.

Окончив в 1958 году Гаврилово-Посадскую среднюю школу с серебряной медалью, он, по стопам своей сестры и брата, поступает в Ивановский государственный педагогический институт им. Д.А. Фурманова на специальность – учитель русского языка и литературы с дополнительной специальностью – история. Обучение в институте давалось Юрию Николаевичу легко, учился он блестяще и уже в 1962 году получил самую престижную среди советского студенчества Ленинскую стипендию. Следует особенно отметить тот факт, что однокурсниками Юрия Николаевича были такие замечательные учёные, как: доктор педагогических наук, профессор Тамара Николаевна Волкова, доктор филологических наук, профессор Таганов Леонид Николаевич, кандидат философских наук, доцент Плесский Борис Васильевич и др. До конца своих дней он поддерживал с ними теплые, дружеские отношения, внимательно следил за их профессиональными успехами, помогал в сложных жизненных ситуациях.

1963 год. Выпускник ИГПИ
1963 год. Выпускник ИГПИ

После завершения обучения в ВУЗе, в 1963 году, его призывают в советскую армию. Служит Юрий Николаевич во второй гвардейской мотострелковой Таманской ордена Октябрьской Революции Краснознамённой ордена Суворова дивизии имени М.И. Калинина. Окончив курсы подготовки офицерского состава, из армии он демобилизуется в звании лейтенанта и приступает к долгожданной преподавательской работе.

1968 год. Преподаватель ИЭИ им. В.И. Ленина
1968 год. Преподаватель ИЭИ им. В.И. Ленина

Начало педагогической карьеры Юрия Николаевича связано с городом Иваново, а точнее с Ивановским энергетическим институтом им. В.И. Ленина, в котором он работал на кафедре марксистско-ленинской философии и научного коммунизма. О периоде преподавания в ИЭИ у Юрия Николаевича остались самые теплые воспоминания, именно в это время сформировался первый круг его друзей-учеников, именно тогда он твёрдо решил связать свою научную жизнь с философией. Для реализации своей мечты в 1969 году он поступает в очную аспирантуру философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В Московском университете Юрий Николаевич занимается у выдающихся учёных своего времени, особенно нравились ему лекции заслуженного профессора МГУ, доктора философских наук Василия Васильевича Соколова, крупного специалиста по истории зарубежной философии. Его книгу «Средневековая философия» 1979 года Юрий Николаевич бережно хранил у себя дома и рекомендовал для изучения своим аспирантам. Говоря о «московском» этапе жизни Юрия Николаевича, нельзя не сказать несколько слов о его научном руководителе – кандидате философских наук, профессоре Илье Александровиче Хлябиче. В период с 1967 по 1974 годы И.А. Хлябич работал на должности проректора по учебно-научной работе гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. Окончив, в своё время, Высшую партийную школу и Академию общественных наук при ЦК КПСС, Илья Александрович имел солидную марксистко-ленинскую подготовку и работал над исследованием феномена научно-технической революции. Именно он посоветовал Юрию Николаевичу разработать критический подход к теории второй промышленной революции Социал-демократической партии Германии. В итоге кропотливой работы в 1971 году на рассмотрение диссертационного совета философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова была представлена диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему: «Научно-техническая революция и современный реформизм / критика теории второй промышленной революции СДПГ/». В указанной диссертации Юрий Николаевич ставит задачу: «…обобщить имеющиеся в марксистской литературе взгляды на современную научно-техническую революцию и с марксистко-ленинских позиций вскрыть порочность реформистской концепции второй промышленной революции, претендующей на роль «социальной теории XX века»1. Решив поставленную задачу, в заключении к диссертационной работе он делает вывод о том, что «реформистская доктрина второй промышленной революции, претендующая на роль новейшей концепции общественного развития в условиях современного научно-технического прогресса, представляет собой тщетную попытку создания собственной «теории социальной революции» - теории, из которой изъят существенный элемент и главный признак социального переворота – революция политическая, осуществляемая классом, носителем новых производственных отношений, в союзе со всеми передовыми слоями общества. Несмотря на оригинальную фразеологию, теория второй промышленной революции восходит к классическим идеям реформизма о стихийном превращении капитализма в социализм и ставит своей целью разоружения рабочего класса путём отказа от борьбы за социалистическую революцию и диктатуру пролетариата»2.

1969 год. Аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова
1969 год. Аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова

Давая оценку указанной выше диссертации, можно сделать вывод о том, что данное научное исследование явилось большим шагом для осмысления революции, как важнейшего социально-политического феномена, являющего ключевым импульсом для всестороннего развития человеческого общества. На его базе сформировались основные социально-философские взгляды Юрия Николаевича, нашедшие своё отражение в последующих научных работах.

Следующей ключевой работой3 Юрия Николаевича является теоретический очерк и учебно-методические материалы к спецкурсу под общим названием: «Русское мировоззрение: мифология, идеология, философия», опубликованный в 1999 году в г. Шуя. Данная работа по теории и истории культуры вводит в научный и учебно-методологический оборот новую концепцию мировоззрения, применяя её для анализа русского национального мировоззрения как целостного культурно-исторического образования, существующего на протяжении тысячелетий. Юрий Николаевич пишет: «Итак, мировоззрение представляет собой системное образование человеческой психики. С точки зрения гносеологии оно есть специфическая форма целостного отражения действительности в сознании того или иного социального субъекта. Функцией мировоззрения является выработка наиболее общего отношения человека – индивида, социальной группы, народа – к окружающему миру»4. Решая проблему осмысления мировоззрения в контексте культуры и русского мировоззрения как некого целого, указанная работа содержит в себе многочисленные выдержки из трудов выдающихся представителей зарубежной и отечественной мысли. Данное исследование адресовано широчайшему кругу читателей, каждый из которых, найдёт в нём ценнейшую информацию по культурологии, истории философии и истории русской культуры.

Исследование проблематики социальных революций невозможно без изучения вопроса о разуме как движущей революционной силы и людях, использующих его в качестве основного инструмента технико-экономических, духовно-идеологических и политических преобразований – интеллигентов. Именно поэтому, в 2002 году, Юрий Николаевич вместе со своим коллегой, кандидатом исторических наук Владимиром Владимировичем Возиловым издают монографию «Философия интеллигенции: Разум как революционная сила истории». Данная монография посвящена философско-историческому анализу интеллигенции как разумной движущей силы материального и духовного производства. Исследуя феномен интеллигенции, В.В. Возилов и Ю.Н. Назаров приходят к выводу о том, что «развитие интеллигенции соответствует развитию общества в целом: как часть единого социокультурного организма она изменяется вместе с этим организмом…Она возникает в первобытном обществе, в дописьменную эпоху. Появление первых интеллигентов связано с двумя важными процессами, происходившими на ранних ступенях развития человечества: отделения умственного труда от физического и возникновением социального неравенства…Рассматривая вопрос о сущности интеллигентской деятельности, следует подчеркнуть, что интеллигент – это человек, опосредованно или непосредственно управляющий общественными процессами на основе индивидуальной разумности в целях организации совместного труда людей. Интеллигенция – это социальная группа, состоящая из людей, целенаправленно использующих свой разум для постановки теоретических проблем и нацеливающих людей на решение социально значимых задач…Эти люди…играют выдающуюся роль в выработке революционных идей (научных, технических, политических, религиозных, философских и т.д.)5. Рассматриваемая книга послужила существенной вехой в деле общетеоретического описания интеллигенции как культурно-исторического явления.

Итогом многолетней работы Юрия Николаевича по исследованию феномена социальной революции стала подготовленная в 2006 году диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук на тему: «Революция как предмет социально-философского исследования». На базе диссертационного исследования была подготовлена одноимённая монография, опубликованная в городе Шуя в 2006 году. Юрием Николаевичем была разработана концепция революции как всеобъемлющего общественного (социального) переворота, обеспечивающего восходящее движение человека от одной ступени развития к другой. Революция рассматривается им как объективный результат субъективно-групповой деятельности людей, стремящихся реализовать свои материально-экономические и духовно-идеологические интересы политическими средствами. В работе даётся системный анализ трёх основных частей социальной революции : материально-производственного, духовно-идеологического и политико-управленческого переворотов. Одним из аспектов предлагаемой Юрием Николаевичем теории революции является рассмотрение интеллигенции как субъекта преобразований в основных сферах общественной жизни. В своей монографии он пишет следующее: «В социально-философском смысле всякий человек, обладающий разумом и способностью понимания, есть существо «интеллигентное» - homo intelligentis (человек понимающий). Homo intelligentis есть вместе с тем homo faber – человек творящий, производящий. Создаваемый человеком предметный мир, преобразованная, «очеловеченная» природа, представляет собой совокупный продукт труда. В ходе производственно-трудовой деятельности человек изменяет не только окружающий его мир, он изменяет также и свою собственную природу…«Революция» есть философское понятие для обозначения коренного изменения в способе отношения человека к окружающему его миру. В системе социальной реальности революция представляет собой одну из сторон поступательного движения общества»6. Изучая основные положения данной монографии, анализируя доводы, которые Юрий Николаевич использует для их аргументации, неизбежно приходишь к выводу о том, что цель построения целостной системы философского представления о социальной революции достигнута, заложена серьёзная теоретико-методологическая база для дальнейших исследований в этой области философского знания.

Помимо серьёзной научной работы, Юрий Николаевич активно занимался и преподавательской деятельностью. Он с присущим ему азартом читал интересные лекции, работал над тематикой практических занятий, был блестящим оратором и наставником. Студенты любили Юрия Николаевича, нередко приходили к нему домой, просили интересную книгу или просто жизненный совет. Он никогда никому не отказывал, был обходителен и отзывчив с людьми. Наверное, поэтому, как это страшно ни звучит, студенты на его последних лекциях в декабре 2017 года провожали педагога из аудитории аплодисментами в благодарность за мастерски преподнесённый материал. Юрий Николаевич подготовил ряд молодых учёных, своих аспирантов. Прежде всего, это его любимый ученик – кандидат философских наук Евгений Владимирович Большаков, с которым они трудились над диссертацией: «Соотношение морали и права в истории общественной мысли: этико-философский анализ»7. Очень признателен Юрию Николаевичу кандидат философских наук Илья Дмитриевич Назаров, подготовивший под его руководством диссертацию: «Категория правосудия в истории общественной мысли». Много работал Юрий Николаевич с аспирантами Евгением Владимировичем Федотовым и Кириллом Алексеевичем Мигушовым. С Кириллом Алексеевичем он трудился над диссертацией: «Моральное и правовое как факторы социальной регуляции: этико-философский анализ», так и не закончив работу над ней по причине своей неожиданной кончины.

Помимо всех профессиональных заслуг, Юрий Николаевич был ещё замечательным отцом и дедом. Он с большой любовью относился к своей семье: помогал детям, нянчился и воспитывал внуков. С большой ответственностью относясь к преподаванию и науке, на первом месте для него всегда были его родные и близкие.

Вечером 6 января 2018 года остановилось сердце великого учёного, отца, педагога и уникального человека Юрия Николаевича Назарова. Он закончил свой жизненный путь не дряхлым, всеми забытым стариком, а удивительно бодрым, жизнерадостным, спортивным человеком. В его последний день к нему приходил его аспирант, навещала дочь, хотели пригласить на встречу однокурсники.

9 января 2018 года мы простились с Юрием Николаевичем Назаровым, он был похоронен вблизи своего любимого места, на высоком берегу реки Теза в черте старинного русского города Шуя. Вечная память, дорогой учитель!

Примечания

  1. Назаров Ю. Н. Научно-техническая революция и современный реформизм / критика теории второй промышленной революции СДПГ/: дис. … канд. филос. наук. – Москва, 1971. С. 7.
  2. Назаров Ю. Н. Указ. сoч. С. 170.
  3. В настоящей статье автор приводит лишь некоторые, основные, по его мнению, работы Юрия Николаевича. Следует принимать во внимание тот факт, что охватить философское наследие за полувековой период работы такого крупного учёного в рамках одной статьи, не представляется возможным.
  4. Назаров Ю. Н. Русское мировоззрение: мифология, идеология, философия. Теоретический очерк и учебно-методические материалы к спецкурсу. – Шуя: Изд-во Шуйского ун-та, 1998. С. 44.
  5. Возилов В. В., Назаров Ю. Н. Философия интеллигенции: Разум как революционная сила истории. – Иваново: Издательский дом «Референт», 2002. С. 356-357.
  6. Назаров Ю. Н. Революция (социально-философское исследование): Монография. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШПГУ», 2006. С. 8-9.
  7. Большаков Е. В. Соотношение морали и права в истории общественной мысли: этико-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. – Иваново, 2015.
  8. Назаров И. Д. Категория правосудия в истории общественной мысли: дис. … канд. филос. наук. – Иваново, 2016.