Когда-то, давным-давно, когда деревья были большими, а проблемы — маленькими, во многих семьях, где жили очень скромно, появлялись лоскутные одеяла. Их шил кто-то из женщин— подбирали лоскутки, хранившиеся дома по разным уголкам и сундукам, сшивали в полотнища, чем-то утепляли (а чем — да теми же лоскутами, но сшитыми в несколько слоев), потом простегивали этот трехслойный бутерброд из ткани, и получалось лоскутное одеяло. Нет, не так — Его Величество Лоскутное Одеяло.
Очень часто под ним прятались от сырости и холода, согревались тогда, когда мороз трещал на улице или укрывали маленьких детей — когда-то их было гораздо больше в семьях, чем один или два. Так уж получалось в те времена. А одеяло, собранные из лоскутов, зачастую служили не один десяток лет, передавались по наследству, часто невесты в приданое получали такой текстиль. Причем для многих такое одеяло было самым красочным и жизнерадостным пятном в монотонной и бедной на радостные события жизни. Уж, конечно, мастерицы тех лет художественного образования не получали, в изостудии не ходили, а природное ощущение гармонии и красоты позволяло им создавать настоящие шедевры.
К сожалению, хлопчатобумажные лоскуты, которые когда-то шли на пошив такого одеяла, не отличались долгой жизнью. Они ветшали, старели, рассыпались, выцветали, теряя первозданную яркость и самобытность. Редко-редко в музее можно встретить лоскутное одеяло, которое бы дожило до 200 лет, слишком поздно искусствоведы поняли, что такая неповторимая красота — тоже искусство, пусть она создавалась не кистью, красками, пером, а простой иглой буквально из пустяковых обрезков. Да и хранить такое чудо-одеяло надо не менее старательно, чем ту же Мону Лизу — влажность, температура, защита от солнца для хлопка не менее важны, чем для холста и акварельных работ.
Легендарное стеганое одеяло «Раджа», которое пошили каторжанки во время плавания из Англии в Австралию, хранится в Национальной галерее Квинсленда. А показывают его изредка, причем только в пределах той же галереи, то есть не дальше Австралии. Хранить красоту, которую создавали неведомые мастерицы — непросто, но, может, нашим правнукам больше повезет, и они смогут увидеть то, что творят наши современницы?
Если хотите узнать больше о секретах пэчворка и рукоделия, тогда читайте:
«Жизнь преходяща, а творчество — вечно»
Рукоделие, способное прославить
«Меняется все в наш век перемен»
«Терпима будь, а значит, будь добра...»
Что имеем — не храним, потерявши — плачем...
Охота на зайцев среди лоскутных полей
Магия, которую создают иголка с ниткой
Дорого иль дешево — вот в чем вопрос
«Любите ли вы пэчворк так, как люблю его я?»
«Я спокойна наяву, а не во сне»
«Но нет конца пути, и так светла дорога»
«Там, где мы застыли, словно мухи в янтаре»
«Я его сложила из того, что было...»
Удивительное рядом, только руку протяни
Когда на глаза попался лоскутный квилт «Феи Диких Роз»...