Дейтинговое приложение Mamba – ведущий сайт для знакомств в России, который появился в 2004 г. и на сегодня представлен в 50 странах мира. В 2021 г. в системе зарегистрировано 60 млн анкет. По данным корпоративного портала corp.mamba.ru, ежемесячно приложение устанавливает более 1 млн человек, онлайн присутствует одновременно 60 тыс. пользователей, а ежедневно знакомится более 2,8 млн пользователей. Монетизация приложения приносит неплохие бонусы ее владельцам. Неудивительно, что за последние 14 лет в составе акционеров изменений не происходило.
Кто стоял у истоков
Основателем и первым владельцем приложения «Мамба» был А. Андреев. Заниматься ИТ-продуктами он начал еще в 1999 г. Тогда он запустил SpyLog – сервис веб-аналитики. В 2002 г. начал работать над агрегатором контекстной рекламы «Бегун». Тогда Андреев познакомился с Виктором Ремшей – владельцем компании «Финам». Именно он стал основным инвестором IT-проектов Андрея.
В 2003 г. «Финам» выкупает у разработчика 80% «Бегуна», а тот на вырученные деньги через год запускает онлайн-службу знакомств. Друзья Андреева рассказывали, что изначально сфера дейтинга заинтересовала его как способ упорядочить процесс виртуальных знакомств для себя. Но потом он увидел перспективы направления и начал рассматривать проект как коммерческий. Так появился сайт «Мамба».
Введение SMS-оплаты за VIP-места в первой десятке партнеров принесло Андрееву, как владельцу «Мамбы», серьезный капитал. Уже в октябре 2005 г. число зарегистрированных анкет достигло 4,5 млн. Взрывной рост заинтересовал инвестора. Неизвестно, что стало причиной, но свою долю разработчик продал «Финам», выручив 20 млн $.
На этом пути Андреева и его приложения «Мамба» разошлись.
Кто настоящие владельцы
Благодаря выстроенной стратегии, расширялось присутствие сервиса, появились новые услуги и мобильное приложение. При создании WAP-программы «Финам» начал сотрудничать с:
- Mail.ru – wap.love.mail.ru;
- U-tel – u-tel.mamba.wapstart.ru;
- «Связной» – mamba.zagruzka.com;
- операторами «ведущей тройки» и пр.
С появлением новых сервисов все они были переданы в управление компании ОАО, позже ЗАО «МАМБА».
Именно этой компании и принадлежит сегодня сеть Mamba, состоящая из сервисов знакомств:
- Mamba – флагманский бренд;
- Wamba – для молодежи с лайками фото;
- Teamo – для брачных знакомств;
- Tourbar – для международных путешествий;
- Astrostar – астрологический.
Часть компании «Мамба» выкупила в 2008 г. Mail.ru Internet, которая позже вошла в Mail.ru Group. Сегодня доли распределены между 2 владельцами:
- 68,81% – ИК «ФИНАМ», принадлежащая Виктору Ремше;
- 31,19% – Mail.Ru Group, основной бенефициар – Алишер Усманов.
Что дальше
Неоднократно в Майл.ру заявляли, что не видят перспектив для инвестиций в «Мамба.ру». Информация о продаже доли, как непрофильного актива, появлялась несколько раз с 2008 до 2018 гг.
Однако «Финам» верит в успех приложения. После 43 млн руб. полученных убытков в 2016 г. Mamba закончила 2019 г. с прибылью в 252 млн руб. Год на самоизоляции положительно повлиял практически на всю сферу дейтинга. Однако российский сайт знакомств показал рост выручки всего на 3,6% до 1 млрд руб. В то же время прибыль от деятельности упала в 4,4 раза, с 252 млн руб. до 57 млн руб.
Такой дисбаланс показателей может свидетельствовать о финансовых дырах в компании, неэффективности управления или, наоборот, о вложении денег в новые направления. Возможно, после публикации таких итогов Майл.ру примет окончательное решение продать акции «Мамбы».
В любом случае, эксперты называют единственным покупателем ИК «ФИНАМ», который после сделки станет единственным владельцем приложения.
Автор: Матушевская Лариса
Источники:
- https://corp.mamba.ru/ru
- https://www.forbes.ru/milliardery/samye-bogatye-lyudi-mira356171-sluchaynoe-znakomstvo-kak-sozdatel-mamby-popal-v-spisok