1 мая встречал туристов в аэропорту Горно-Алтайска, прилетевших из Москвы рейсом Победы. Да, Победа теперь тоже летает в Горно-Алтайск. Чуть ниже будут размышления по поводу перелётов из Москвы в Горно-Алтайск вообще и авиакомпанией Победа в частности. Размышления с точки зрения встречающей стороны.
Кому лень читать, в конце статьи особенности полётов Москва - Горно-Алтайск для туристов, отправляющихся в тур, сведены в 6 пунктов, но чтобы понять почему так, придётся прочесть всю статью.
А для начала...
...немного истории.
Ещё недавно "воротами" Горного Алтая считался Бийск, где заканчивалась железная дорога и начинался исторический Чуйский тракт (*). Ближайшими аэропортами, принимавшими большие самолеты были Барнаул и Новосибирск, откуда наземным транспортом ехать опять таки через Бийск. В Бийске и Горно-Алтайске также были аэропорты, откуда осуществлялись рейсы по местным и региональным направлениям на самолетах Ан-24, Як-40, Л-410, Ан-2.
(*) Сейчас Чуйским трактом называется автодорога Р-256 (бывшая М-52) Новосибирск - Ташанта (граница с Монголией). Длина 963 километра, что на 350 км больше исторического тракта.
После развала Советского Союза местное авиасообщение пришло в упадок и аэропорты начали закрываться. Горно-Алтайский прекратил работу в 1995, бийскому удалось протянуть до 2009 года.
Но чуть более 10 лет назад ситуация в Горно-Алтайске изменилась (чего нельзя сказать про Бийск - там и сейчас всё очень печально). В 2010 году был возобновлен рейс Новосибирск - Горно-Алтайск (*), а к концу 2011 аэропорт был полностью реконструирован и 30 мая 2012 года принял первый регулярный рейс из Москвы на самолете А-320 авиакомпании S7.
(*) Вообще-то мне попадался рассказ в интернете о полёте Новосибирск - Горно-Алтайск на Ан-38 в 2007 году.
Долгое время S7 была единственным перевозчиком на направлении Москва - Горно-Алтайск и выполняла рейсы 2-3 раза в неделю. А также единственным, летающим в Горно-Алтайск на больших (среднемагистральных) самолетах. Но основная масса прилетающих на Алтай туристов всё ещё продолжала выбирать в качестве аэропорта назначения Барнаул или Новосибирск.
Со временем S7 увеличила частоту рейсов до ежедневной, начали пытаться летать и другие авиакомпании, правда как-то неуверенно и кратковременно. Может быть всё так и дальше неспеша продолжалось бы, но тут грянул ковид, "заграница" закрылась и поток туристов на Алтай резко увеличился.
....
2015 год, B-737 Трансаэро в Горно-Алтайске.
В общем, на лето 2021 года мы имеем каждый день от 4 до 7 рейсов из Москвы, выполняемых пятью авиакомпаниями: S7, Аэрофлот, Победа, Нордвинд, Уральские авиалинии. И ещё из Питера (Нордвинд, 3 раза в неделю, прилетает в 7 утра). Правда, на этом список рейсов из западной части нашей страны и заканчивается. То есть, где бы вы не жили (на западе), лететь придётся через Москву.
Большинство московских рейсов прибывают утром в диапазоне от 7:50 до 11:05. Есть и пара рейсов после обеда: Уральцы прилетают в 15:40, а вечерний рейс Аэрофлота в 18:00.
Вот так ворота Горного Алтая переместились из Бийска в Горно-Алтайск. :))
Кроме этого из Горно-Алтайска выполняются рейсы в Новосибирск (S7, СиЛА ), Красноярск (Нордстар, КрасАвиа), Кош-Агач, Усть-Коксу, Томск, Новокузнецк, Белокуриху (СиЛА) (*). С конца июня обещают Екатеринбург (Руслайн). Итого в самый напряжённый день (воскресенье) летом 2021 будет выполняться 15 регулярных рейсов (30 взлётов и посадок за 12 часов с 7:00 до 19:00).
(*) СиЛА - "Сибирская лёгкая авиация", летает на L-410 и Ан-28.
Ну а теперь полетели.
Казалось бы, прилететь рано утром очень удобно - целый день впереди и можно тут же отправляться в путь обозревать красоты Алтая. А ещё в условиях дефицита отпуска многие туристы планируют поездку по принципу: сегодня на работе, завтра уже любуемся Алтаем. А многие организаторы туров по причине того же дефицита времени закладывают в первый день полноценную экскурсионную программу.
Кстати, кто у нас прилетает раньше всех? А впереди планеты всей в расписании Победа. 4 рейса в неделю из Внуково, прилетают в 8:05 или 8:20 и 3 рейса в неделю из Шереметьево, прибытие в 7:50.
Итак, вы целый день провели на работе, вечером приехали в аэропорт, около полуночи сели в самолет, провели 4 с лишним часа в неудобном кресле (я про неоткидывающиеся спинки Победы) и... на часах уже 8 утра (не забываем про 4-часовую разницу во времени). Дальше вы просто спите в машине, изредка просыпаясь, когда вас будит гид или проводите весь день в полусонном состоянии, вяло воспринимая окружающую действительность.
Ещё про разницу во времени. Я составлял 5-дневную программу для группы, прилетевшей из Москвы, ориентируясь на успешно проведённую ранее аналогичную пятидневку с новосибирцами. В итоге - не успели. Выезд на маршрут с места ночёвки все 5 дней в 11 часов (7 утра по Москве) и раньше никак не получалось. С новосибирцами же выехать в 8 утра по местному - никаких проблем. Это был авторский индивидуальный тур для трёх человек и можно было позволить поспать с некоторым ущербом для программы. В случае серийного туроператорского тура для сборной группы в 15 человек с жёсткой программой, составленной по принципу "впихнуть невпиxyемое" и наёмным гидом, обязанным отработать заданную программу, выспаться вряд ли получится.
Так что лучше хорошо выспаться до полёта или же после, прилетев за день до начала тура.
Кстати, из Новосибирска "с самолёта в тур" - вполне работает, часов 5 в машине можете смело спать.
...
Следующий фактор: если вы сами о себе не позаботитесь, то прилетите голодными. В настоящее время большинство тарифов эконом-класса по умолчанию предусматривают либо лёгкий перекус в формате "снэк", либо ничего. Но за отдельную плату можно заказать спецпитание. У всех, кроме Победы. Эта компания не кормит на борту ни бесплатно, ни платно. Победа разрешает брать на борт свою еду при условии что она уложена в ручную кладь установленных (очень небольших) размеров и не нарушает правила перевозки различных веществ и предметов.
Помню, в старые добрые доковидные времена, когда встречал москвичей в Новосибирске (Аэрофлот), на вопрос: "едем в столовую или сразу на Алтай?", отвечали: "на Алтай, нас в самолёте кормили" и в кафе заезжали уже в районе Барнаула.
В аэропорту Горно-Алтайска, в зале вылета есть небольшая забегаловка (так называемое "кафе", а по факту - буфет) на пару столиков. Ближайшая полноценная столовая в селе Карлушка, это 1,5 км от аэропорта. До следующих по близости точек общепита 5-7-10 и больше километров. Если вы налегке или с рюкзаком, то 1,5 км можно пройти пешком, а вот с чемоданами и сумками тащиться на такое расстояние желание вряд ли возникнет.
Далеко не все организаторы туров учитывают, что прилетевших туристов не мешало бы сразу накормить и первым пунктом программы должно быть кафе неподалёку. А ещё лучше и спать уложить и выехать только завтра. Но вы же сами выкраиваете 5-7 дней и несётесь на Алтай прямо с работы. А организаторы и стараются в эти 5-7 дней "впихнуть невпиxyемое".
А может быть и так, что группа уже собралась (предварительно позавтракав) и ждут только вас, а ваш завтрак в график уже не вписывается. Или вам нужно самостоятельно добраться до отдалённой турбазы, с багажом. Вопрос с едой вы, скорее всего, будете решать уже после заселения.
...
Еще один нюанс: вы решили лететь Победой потому что она прилетает раньше всех? Ой, не факт. Можете и самыми последними среди утренних прилететь.
В аэропорту Горно-Алтайска нередки ночные и утренние туманы. В своё время S7 изменила расписание, перенеся прибытие с 6 утра на 9 и как бы не главную роль в этом сыграли те самые туманы, приводящие к уходам на запасной в Барнаул или Новосибирск.
То есть, уход утреннего рейса на запасной имеет весьма ненулевую вероятность. Любого, не только Победы и даже не столько Победы - она скорее в Москве будет пережидать.. С точки зрения потерь, для авиакомпании выгоднее задержать вылет из базового аэропорта, чем уходить на запасной. А с точки зрения помешанности Победы на экономии, можно ожидать, что перестраховываться она будет до "победного конца". Что, собственно, и подтвердил первомайский рейс. Там ещё и кривое планирование было - умудрились прилететь, когда ВПП была занята другими бортами. И это в Горно-Алтайске!
Вторую половину мая наблюдал за Горно-Алтайском по флайтрадару. Большинство рейсов по расписанию. Задержек было мало и Победа была не в лидерах по опозданиям. Но и погода к туманам особо не располагала.
Итак, 1 мая, ночь. Я в аэропорту Горно-Алтайска. Туман. Видимость? - Ну, фонари метров за 300-400 ещё как-то видно. В Москве заканчивается регистрация на рейс Победы. Победа и S7 (прибытие по расписанию 8:20 и 9:05, соответственно) объявляют задержку на полчаса. Спустя некоторое время Победа решает перестраховаться, объявляет задержку на 2 часа и добросовестно её выполняет.
Утро, 8:20. Туман практически рассеялся, видимость позволяет садиться. В 9:30 прилетает S7. Победа умудряется так подгадать с вылетом, что "повисает на хвосте" у Аэрофлота и идёт за ним следом по трассе в 5 минутах. Аэрофлот вылетел по расписанию (прибытие 10:35).
К моменту посадки Аэрофлота борт S7 уже готов к вылету: двери закрыты, двигатели запущены, колодки убраны и ожидает только освобождения Аэрофлотом ВПП и рулёжки. Аэрофлот заруливает на стоянку, S7 начинает движение... и в этот момент над головой как фанера над Парижем пролетает Победа, доставляя своим пассажирам удовольствие от экскурсии над алтайскими горами)). Посадку не разрешили...
S7 взлетает курсом на горы, давая Победе возможность совершить посадку следом, не нарезая лишних кругов. Через пару минут Победа наконец-то оказалась на алтайской земле. После S7 и Аэрофлота, на 2,5 часа позже расписания.
Ещё пару лет назад кто бы мог подумать, что в Горно-Алтайске возможна такая конкуренция за взлёт-посадку :)).
Спустя полчаса я с прилетевшими туристами выезжаю из аэропорта на Чуйский тракт, а за спиной приземляется очередной борт S7. Мы едем в столовую, а на часах уже начало двенадцатого...
...
Предполагаемый выезд на маршрут около 9 утра, с учётом опоздания и последующего заезда в столовую, может легко переместиться к обеду, часов на 12-13...
...
Теперь про багаж. Я советую выбирать авиакомпании и тарифы с нормальными нормами провоза багажа и ручной клади. Пригодится. Особенно на обратном пути. Дары Алтая (съедобные: мёд, сыр, орехи, халва кедровая и т.д. - вещи довольно увесистые), сувениры, изделия из монгольской шерсти... Как показывает практика, килограммов 5-7 на человека всего этого набирается легко и непринуждённо и это не предел :)). Да и сюда вы не с пустыми руками летите. Одежду какую-никакую надо, даже в июле. Есть "алтайская" формула для любого времени года: пуховик, дождевик, купальник )). К слову, в период 1-6 мая диапазон температур у меня по маршруту был от -16 до +29. Ботинки, спальник тоже могут потребоваться, смотря куда едете. А может и ещё куча снаряжения у вас с собой. Так что норма 20-23 кг + 10 может оказаться вполне к месту.
...
Если вы улетаете после обеда, я бы советовал с самого утра находиться в радиусе часа езды от аэропорта, не соблазняясь дальними экскурсиями в первой половине дня и не планируя приезд в аэропорт "впритык". Найти себе занятие вполне можно - от коротких экскурсий до покупки сувениров. Движение по Чуйскому тракту в районе Нижней Катуни (как раз полчаса-час до аэропорта) довольно интенсивное и в случае аварий, ремонта дороги и просто большого потока автомобилей (например в сторону Бийска в воскресенье после обеда) пробки могут образовываться достаточно быстро. То же касается и туров с последней ночёвкой за Семинским перевалом, а то и за Чике-Таманом, откуда до аэропорта несколько часов езды. Здесь дополнительным фактором может быть возможная поломка машины и сложность быстро найти замену неисправному транспорту.
Я своих привёз в аэропорт за 2,5 часа до вылета. Улетали уральцами. Пока перепаковывали багаж, стояли в очереди на регистрацию, доплачивали за перевес, уже и подошло время к выходу на посадку.
Какую авиакомпанию, рейс и тариф выбрать - решать вам. Некоторые "грабли", на которые легко наступить, я упомянул. И наибольшая вероятность "хождения по граблям" будет, если лететь Победой. Да и принимающей стороне всегда хотелось бы, чтобы перевозчик доставлял "качественного" и бодрого туриста, а не сонного, голодного и злого. )
Ну и резюмируя всё вышесказанное:
Основные нюансы перелёта Москва - Горно-Алтайск для туристов, отправляющихся в тур по Алтаю.
1. "С корабля на бал", то есть с самолёта сразу в тур - идея не очень, а если ещё при этом и с работы на самолёт, то совсем плохая.
2. Если вы решили прислушаться к пункту 1 и прилетаете заблаговременно, чтобы выспаться и адаптироваться к местному времени, то во сколько прилетать особого значения не имеет.
3. Желание прилететь раньше всех может привести к прямо противоположному результату.
4. Имейте ввиду, что в пешей доступности от аэропорта поесть практически негде. Продуктовых магазинов рядом с аэропортом тоже нет. Поэтому весьма желательно, чтобы вас накормили в полёте. Хорошо, если вас встречают на машине и сразу везут в столовую. Но обстоятельства могут сложиться и так, что в столовую вы попадёте только через несколько часов.
5. Безбагажные тарифы - это не для Алтая. Да и при норме 10+5 вам скорее всего придётся доплачивать за перевес.
6. Чтобы не опоздать на обратный рейс, внимательно отнеситесь к планированию дня вылета.
Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках.
Что ещё почитать:
Сколько нужно времени на знакомство с Алтаем?
Завтра лето! Или последний день весны в одном отдельно взятом году.
Случай в тумане или Горно-Алтайск не принимает.
Новосибирск - Горно-Алтайск с высоты птичьего полёта.
Все фотографии в статье сделаны собственноручно. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения автора