Найти в Дзене
КИНОМАНИЯ

Как роль Джокера повлияла на Хита Леджера? Что стало причиной потери одного из лучших актеров? Полный разбор.

Безвременная кончина Хита Леджера  вызвала всевозможные слухи, которые превратили игру актера в  роли Джокера в “Темном рыцаре” в легенду. На что он пошёл ради одной из самых  знаковых ролей в современном кинематографе? Хит Леджер долгое время боролся с проблемами со  сном ещё за годы до того, как сыграл Джокера. Однако его хроническая бессонница стала  гораздо более частой и тяжёлой после съемок “Темного рыцаря”.

Актёр описал свои трудности  со сном в интервью New York Times в 2007 году, когда фильм находился в производстве: «Это физически и ментально истощающая роль.

Джокер – это “массовый убийца, с  проблемами с психическим здоровьем, шизофреник, клоун с полным отсутствием  сочувствия”, – весело сказал Леджер. И, как это часто бывает, когда актёр  вживается в роль, он мало спал» Во время этого интервью Леджер сообщил, что  на предыдущей неделе он спал в среднем по два часа в день. Он даже упомянул, что  безрезультатно принимал одну таблетку снотворного, а после приема другой  смог поспать только час.
-2

Это интервью, которое состоялось за несколько месяцев  до смерти Леджера, пролило свет на то, как нехватка сна изменила молодого актера, а  слова о невосприимчивости к снотворным устрашающе предвещали неминуемую смертельную передозировку  лекарствами, отпускаемыми по рецепту. И пускай режиссёр Кристофер Нолан дал Хиту  Леджеру немного творческой свободы над разработкой собственной версии Джокера, он все же  предложил несколько источников вдохновения.

Эти рекомендации включали картины Фрэнсиса Бэкона,  роман Энтони Берджесса “Заводной апельсин” и музыку хэви-метал. Нолан предложил эти культурные  отсылки, чтобы Леджер мог понять тип Джокера, которого он должен был показать в фильме,  и некоторые из этих источников вдохновения помогли сформировать окончательную версию  персонажа, которая и появилась на экране. Один из персонажей “Заводного апельсина”,  Алекс ДеЛардж, особенно повлиял на образ Джокера. Несколько изображений ДеЛарджа  появилось в легендарном “Дневнике Джокера”, который актер создал во время добровольной  изоляции, которая потребовалась ему, чтобы оказаться в нужном состоянии для  воплощения персонажа.

-3

Поскольку Алекс ДеЛарж показан как социопат, который занимается  грабежами и нападает на невинных людей исключительно для собственного развлечения  в “Заводном апельсине”, вполне естественно, что Джокер посчитал бы его родственной  душой. На самом деле, культовый взгляд Джокера в “Темном рыцаре” считается воссозданием  знаменитого “Взгляд Кубрика”, который ДеЛардж, в исполнении Малкольма МакДауэлла, использовал  в киноверсии “Заводного апельсина”. Поскольку Хит Леджер хотел,  чтобы его образ Джокера полностью отличалось от любых предыдущих воплощений в  исполнении Джека Николсона или Сесара Ромеро, он изолировался в лондонском отеле на шесть  недель, чтобы создать совершенно нового персонажа. Во время интервью 2007 года для  Empire, Леджер кратко упомянул, как его опыт подготовки к роли  изменил его самого, сказав:

«Я просидел в номере отеля в Лондоне  около месяца. Закрылся в комнате, завёл небольшой дневник и  экспериментировал с голосами»

Осознав, что одними из самых знаковых черт Джокера  являются его насмешливый голос и сардонический смех, Леджер хотел быть уверенным, что голос его  Джокера выделит его среди предшественников. Это был немалый подвиг, поскольку помимо  актёров, сыгравших Джокера на экране, Марк Хэмилл подарил свой особенный  голос анимационной версии персонажа.

Чтобы сформулировать свой собственный  уникальный голос для Джокера, Леджер практиковал разные интонации  и тембры. Он хотел быть уверенным, что выбранный им голос будет отражать  личность персонажа, которого видел сам актёр: «Было важно попытаться найти  особенный голос и смех. В итоге я создал психопата, человека,  у которого очень мало или совсем нет чувства вины по отношению к своим действиям» По словам Нолана, Леджер изучал автоматы  чревовещания, потому что считал их голоса пугающими. Он решил попробовать подражать  одному из них и, используя обучение различным интонациям сумел “произнести” свой  диалог, соответствующим жутким голосом. Далеко не все актеры уделяют внимание  костюмам или реквизиту, который использует их персонаж.

-4

Главный специалист по гриму  в “Темном рыцаре” Конор О'Салливан сказал, что Хит Леджер активно участвовал в нанесении  грима на своё лицо. Судя по всему, Леджер и гримёр Джон Кальоне-младший подражали картине Фрэнсиса  Бэкона, которую Нолан рекомендовал в качестве источника вдохновения для грима Джокера. Нолан  более подробно рассказал о том, как грим помог детализировать Джокера Леджера, сказав: «На картине Фрэнсиса Бэкона лицо находится в состоянии вращения.

Это создаёт искажение восприятия. Изображение выполнено намеренно грязно. Настолько, что можно даже ощутить его запах» Помимо работы с Кальоне над гримом, Леджер  также активно занимался гардеробом персонажа и отделкой реквизита. Он тесно сотрудничал  с художником по костюмам Линди Хемминг, выбирая для персонажа правильный хаотичный  наряд. Он даже выбрал фирменное оружие Джокера из множества различных резиновых  ножей, выложенных командой по реквизиту. В немецком документальном фильме “Хит Леджер:  Слишком молод, чтобы умереть” отец актёра более подробно рассказал о том, насколько сильно  изменился его сын, чтобы подготовиться к “Темному рыцарю”, объяснив, что будоражащий  образ персонажа было “типичным для Хита”. И пускай Леджер был опытным актером, который  уже успел попробовать себя в сложных ролях, он продвинулся намного дальше, чем когда-либо,  когда воплотил на экране образ Джокера.

-5

После смерти Леджера поползли слухи, что  погружение молодого актёра в образ Джокера сильно сказалась на нём и привело к его  кончине. Однако документальный фильм под названием “Я - Хит Леджер”, созданный друзьями  и семьей актера и выпущенный в 2017 году, опровергает подобные теории о его смерти.  Во время интервью Entertainment Weekly после показа документального фильма на кинофестивале  Tribeca сестра умершего актера, Кейт Леджер, официально сообщила о душевном состоянии  своего брата перед смертью, сказав: «Ему было весело. Он не находился в  состоянии депрессии из-за роли Джокера» И пускай Хит Леджер оказался невероятно  успешен в воплощении образа Джокера, он изначально очень скептически относился  к фильмам о супергероях.

Когда Нолан начал кастинг на предшественника “Темного рыцаря”,  фильм “Бэтмен: Начало”, он первоначально связался с Леджером по поводу исполнения  главной роли, но получил отказ с пометкой, что он “никогда не будет сниматься в  таких фильмах”. Несмотря на отсутствие интереса к фильмам по комиксам, Леджер быстро  изменил своё мнение после просмотра “Бэтмена: Начало”. Он настолько оценил реализм,  который Нолан привнес в супергеройский фильм, что с энтузиазмом решил сыграть Джокера в  сиквеле ещё до того, как сценарий был закончен. Пока Леджер готовился к роли, он  прочитал несколько графических новелл, рекомендованных Ноланом, в том числе  культовую “Убийственную шутку” Алана Мура и Брайана Болланда.

-6

После изоляции Леджер  описал процесс применения этих комиксов, которые помогли ему войти в образ, сказав:

«Он заключался в чтении всех комиксов,  которые имели отношение к сценарию, а затем я просто закрывал  глаза и размышлял над ними»

В “Темном рыцаре” Джокер проводит две  трансляции, угрожая жителям Готэм-сити и насмехаясь над Бэтменом. И пускай  Нолан контролировал процесс съемок, он предоставил Леджеру полный творческий контроль  над этими видео с заложниками, так как он хотел быть уверенным, что они будут сняты с точки  зрения Джокера.

Первоначально Нолан планировал, что актер снимет только первое видео, но он был  настолько впечатлен результатом, что передумал, дав Леджеру возможность снять и второе. Леджер уже проявлял интерес к тому, чтобы попробовать свои силы в режиссуре, и  это был его первый реальный шанс окунуться в новую сферу деятельности. Перед смертью  Леджер снял несколько музыкальных клипов, в частности на кавер песни Дэвида Боуи “Quicksand”  от Грейса Вудруфа и трек “King Rat” от Modest Mouse. Он также занимался адаптацией романа  1983 года “Королевский гамбит” в формате полнометражного фильма, но его преждевременная  смерть, к сожалению, помешала завершить проект.

-7

Хит Леджер не просто заставлял себя мысленно  погрузиться в образ Джокера, но и физически сделал тоже самое. Актёр настолько вошёл в роль,  что попросил Кристиана Бейла бить по-настоящему, чтобы сделать одну из сцен более достоверной. И  пускай Бейл пытался убедить Леджера, что сцена будет выглядеть так же реалистично, если они  лишь сымитируют драку, Леджер настаивал на том, чтобы Бейл не сдерживался, и даже пытался  спровоцировать его, чтобы он бил сильнее. Сам Бейл подробно рассказал об  этой сцене во время интервью, которое было опубликовано в книге  Джозефа МакКейба “100 вещей, которые фанаты Бэтмена должны знать и  сделать за свою жизнь”. Актёр сказал: «Он подстрекал меня. Я говорил:

“Знаешь  что, мне не нужно тебя бить по-настоящему. Если я не буду этого делать,  выглядеть будет ничем не хуже”. А он говорил: “Продолжай. Продолжай. Продолжай...”
Он бил сам себя, и плитка, которой была  выложена внутренняя часть помещения, стала потрескавшейся и помятой из-за  того, что он бросался на стены. Он играл с полной самоотдачей»

Несмотря на попытки Бэйла убедить своего коллегу по фильму, что инсценировка боя  все равно будет выглядеть столь же реалистично, Леджер был полон решимости сделать его  максимально достоверным. Мало кто из актеров настолько предан своему делу, что с радостью  готов расколоть плитку, бросившись на стену. Кристофер и Джонатан Нолан, возможно,  разработали Джокера для “Темного рыцаря”, но заслуга именно Хита Леджера в создании  некоторых из самых знаковых сцен персонажа посредством импровизации.

-8

Один из самых ярких  примеров вклада Леджера произошел во время сцены в тюрьме Готэма, когда он насмешливо  аплодировал после того, как Гордон получил повышение. И пускай саркастичные аплодисменты  изначально не были прописаны в сценарии фильма, Нолану они так понравились, что в конечном  итоге он включил их в итоговую версию ленты. Также ходили слухи, что Леджер внёс изменения  в сцену разрушения больницы, сымпровизировав, когда Джокер выглядел сбитым с толку  и начал возиться с детонатором, за несколько секунд до взрыва. Тем не менее,  в этой истории есть некоторые несоответствия, которые предполагают, что эта сцена,  возможно, была прописана в сценарии. Этот внезапный талант к импровизации стал  неожиданностью, поскольку Леджер никогда раньше не импровизировал на съёмках.

Режиссёр  Энг Ли рассказал, что Леджер расстроился, когда его коллега по фильму “Горбатая гора” Джейк  Джилленхол попытался отойти от сценария, сказав:

«Хит очень сильно расстроился, как  будто весь его прогресс был потерян. Джейк, как поклонник импровизации  пробовал то или другое, в то время как подготовка Хита была  по-настоящему глубокой и добросовестной»

Несмотря на то, что Хит Леджер никогда  не читал комиксов о Бэтмене до того, как начал готовиться к своей роли, он быстро  влюбился в персонажа Джокера. Он считал воплощение этого персонажа лучшей ролью в своей карьере, и  его партнер по фильму Кристиан Бэйл вспоминал, как Леджер говорил ему, что это было самое веселое  времяпровождение с персонажем.

-9

Бейл подтвердил, насколько Леджеру понравилось сниматься  в Темном рыцаре после слухов о депрессии, окружавшей смерть молодого  актера, и сказал репортерам: «Я видел, что для него съёмки в  образе Джокера были лучшими моментами… в конце концов, он замечательно  проводил время, снимаясь в этом фильме. Я уверен, что он просто не  мог быть ещё более счастливым» Сестра Леджера Кейт обратилась к прессе, чтобы  развеять слухи о том, что передозировка её брата была преднамеренной, и даже рассказала, что Леджер  планировал вернуться к роли Джокера. Она сказала:

«Он очень гордился тем, что  сделал в “Тёмном рыцаре”. И я знаю, что у него были планы  относительно другого фильма о Бэтмене. Ему нравилось работать с Крисом Ноланом,  Кристианом Бэйлом и Гари Олдманом. Время работы над фильмом  было лучшим в его жизни...»

Хит Леджер сломал немало границ своей игрой в  “Темном рыцаре”, когда начался сезон награждений. Большинство фильмов о супергероях, несмотря на то,  что они постоянно получают высокие кассовые сборы, редко рассматриваются Киноакадемией как  достойные внимания. Однако перевоплощение Леджера в образ Джокера привлекло немало внимания  к этому ранее игнорируемому жанру и принесло актёру множество наград, в том числе Золотой  глобус, BAFTA и награду Гильдии киноактеров.

Успех фильмов о супергероях– не единственное, что  изменили посмертные награды Леджера. Он стал одним из двух актеров, получивших Оскар после смерти. До  него Питер Финч был награждён Оскаром за свою игру в сатирическом фильме “Телесеть” 1976 года после  того, как скончался от сердечного приступа.

-10

Леджер был номинирован в категории Лучшая мужская роль  за фильм “Горбатая гора” ещё в 2006 году, но не победил. Его отец, Ким, принял награду от имени  сына с прекрасным заявлением о наследии Хита:

«Эта награда подтверждает  скромную уверенность Хита в том, что его игра будет радушно принята  всеми присутствующими здесь его коллегами по той индустрии,  которую он очень любил»
-11