Многие литературоведы, историки литературы, критики, обыденные читатели и,наверное, просто зеваки, наверняка, заметили, что между двумя произведениями великих писателей Данте и Н.В.Гоголя, определенно есть сходства. Но в чем они заключаются? Между ними пролегает огромная временная пропасть длиною в шесть веков, но тем не менее в свое время Н.В.Гоголь так сильно вдохновился концепцией мироздания Данте, что решил взять ее в основу своего бессмертного произведения “Мертвые души”.
Ни для кого не секрет, что Н.В.Гоголь задумывал свою поэму “Мертвые души” как трилогию(“Трехчастная притча о пути мерзейшего из существ к покаянию через самый ад на земле”), отвечающую “средневековым” взглядам Данте на устройство мира. В чем же заключалось “средневековье”? Элементарно, в полярности взглядов: существование ада и Рая, добра и зла, Бога и Дьявола. В произведении Данте все сводится к существованию девяти кругов ада (именно кругов), где за свои грехи, совершенные при жизни, страдают “заблудшие” души. Но почему задуманные автором второй и третий том так и не увидели света? Н.В.Гоголь в первом томе изобразил те самые “заблудшие”души, которые впоследствии хотел отправить во второй том- чистилище, а затем в третий, где они бы нашли свое успокоение и прощение. Но в процессе создания произведения автор, омраченный положением дел в обществе, угнетенный своими же героями, потерял всякую надежду на искупление национальной русской души.
Для того, чтобы проанализировать два художественных пространства: Данте и Гоголя - нужно обладать богатым читательским опытом, но все же многим удалось провести некоторые параллели, а сам процесс оказался занимательным.
Казалось бы, обычный человек Чичиков на своей бричке въезжает в некий город, название которому город NN.
Мне кажется, что есть небольшая разница в концепции понимания писателями пути исцеления душа: если у Данте это замкнутый круг и вечные страдания, то Гоголь наметил “вектор исцеления” и надеется на освобождение душ от смертных грехов и хочет дать им второй шанс на праведную жизнь.
Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Каждый из персонажей повести, которых посещает Чичиков, иллюстрирует нарушение Божьих заповедей и смертные грехи, что уже связывает “красной нитью” два произведения: Манилов- праздность, Ноздрёв- чревоугодие, лжесвидетельство и гордыню, и если вспомнить еще проданную им Чичикову Елизавету Воробей, выданную за мужчину, то еще и хитрость, почти не уступающей дьявольской. Плюшкин и Коробочка - уныние, жадность, стяжательство. Если определить каждого из них на круги ада по Данте в соответствии с их грехами, то мы не сможем найти хронологической последовательности в порядке посещения Чичиковым помещиков и движению вниз от первого до девятого круга ада -здесь другая логика художественного пространства.
Но, помимо помещиков, Гоголь не обделяет вниманием и простых русских людей, которыми населен город: мужики, спорящие о колесе, сварливые, скандальные женщины, мошенники, пытающиеся наживиться на честных людях- ссоры, склоки, обман, одним словом, -это мертвый город, населенный “живыми мертвецами”. Описание города занимает хоть и немного места в тексте произведения, но являет собой мощную и важную деталь, в которой Гоголь умело отразил национальный дух своих современников. Стоит отметить, что писатель всеми силами старался найти выход в своих произведениях, восстановить из пепла сознание русского человека, но даже его гений не способен на такой подвиг.
Всем известно, что второй том “Мертвых душ” Н.В.Гоголь сжег, что не являет собой,конечно же, абсолютной истинной, но в этом есть некий символизм: желанный им рай, который он искал для своих героев, в конце пути не находит своего воплощения, он кажется ему игрушечным оттого, что в нашем “больном” грехом мире могут существовать только мертвые души.
Причина этого не столько в социальном устройстве, в мироздании, сколько в греховной “болезни” каждого отдельного человека, не готового к исцелению, не принимающего Божью помощь извне, не желающего менять категории мышления и отделаться от стадного чувства, тянущего “заблудшую душу” на самое дно бытия, в чем и заключается литературный замысел и трагизм произведения “Мертвые души”.