Найти тему
Читальня

Девять кругов ада в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Многие литературоведы, историки литературы, критики, обыденные читатели и,наверное, просто зеваки, наверняка, заметили, что между двумя произведениями великих писателей Данте и Н.В.Гоголя, определенно есть сходства. Но в чем они заключаются? Между ними пролегает огромная временная пропасть длиною в шесть веков, но тем не менее в свое время Н.В.Гоголь так сильно вдохновился концепцией мироздания Данте, что решил взять ее в основу своего бессмертного произведения “Мертвые души”.

Ни для кого не секрет, что Н.В.Гоголь задумывал свою поэму “Мертвые души” как трилогию(“Трехчастная притча о пути мерзейшего из существ к покаянию через самый ад на земле”), отвечающую “средневековым” взглядам Данте на устройство мира. В чем же заключалось “средневековье”? Элементарно, в полярности взглядов: существование ада и Рая, добра и зла, Бога и Дьявола. В произведении Данте все сводится к существованию девяти кругов ада (именно кругов), где за свои грехи, совершенные при жизни, страдают “заблудшие” души. Но почему задуманные автором второй и третий том так и не увидели света? Н.В.Гоголь в первом томе изобразил те самые “заблудшие”души, которые впоследствии хотел отправить во второй том- чистилище, а затем в третий, где они бы нашли свое успокоение и прощение. Но в процессе создания произведения автор, омраченный положением дел в обществе, угнетенный своими же героями, потерял всякую надежду на искупление национальной русской души.

Для того, чтобы проанализировать два художественных пространства: Данте и Гоголя - нужно обладать богатым читательским опытом, но все же многим удалось провести некоторые параллели, а сам процесс оказался занимательным.

Казалось бы, обычный человек Чичиков на своей бричке въезжает в некий город, название которому город NN.

Мне кажется, что есть небольшая разница в концепции понимания писателями пути исцеления душа: если у Данте это замкнутый круг и вечные страдания, то Гоголь наметил “вектор исцеления” и надеется на освобождение душ от смертных грехов и хочет дать им второй шанс на праведную жизнь.

Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нем совмещены разные качества помещиков. В этом герое еще жива душа, но каждый раз, заглушая муки совести, делая все для своей выгоды и строя счастье на бедах других людей, он убивает ее. Каждый из персонажей повести, которых посещает Чичиков, иллюстрирует нарушение Божьих заповедей и смертные грехи, что уже связывает “красной нитью” два произведения: Манилов- праздность, Ноздрёв- чревоугодие, лжесвидетельство и гордыню, и если вспомнить еще проданную им Чичикову Елизавету Воробей, выданную за мужчину, то еще и хитрость, почти не уступающей дьявольской. Плюшкин и Коробочка - уныние, жадность, стяжательство. Если определить каждого из них на круги ада по Данте в соответствии с их грехами, то мы не сможем найти хронологической последовательности в порядке посещения Чичиковым помещиков и движению вниз от первого до девятого круга ада -здесь другая логика художественного пространства.

Чичиков. "Мертвые души"
Чичиков. "Мертвые души"

Но, помимо помещиков, Гоголь не обделяет вниманием и простых русских людей, которыми населен город: мужики, спорящие о колесе, сварливые, скандальные женщины, мошенники, пытающиеся наживиться на честных людях- ссоры, склоки, обман, одним словом, -это мертвый город, населенный “живыми мертвецами”. Описание города занимает хоть и немного места в тексте произведения, но являет собой мощную и важную деталь, в которой Гоголь умело отразил национальный дух своих современников. Стоит отметить, что писатель всеми силами старался найти выход в своих произведениях, восстановить из пепла сознание русского человека, но даже его гений не способен на такой подвиг.

-3

Всем известно, что второй том “Мертвых душ” Н.В.Гоголь сжег, что не являет собой,конечно же, абсолютной истинной, но в этом есть некий символизм: желанный им рай, который он искал для своих героев, в конце пути не находит своего воплощения, он кажется ему игрушечным оттого, что в нашем “больном” грехом мире могут существовать только мертвые души.

Причина этого не столько в социальном устройстве, в мироздании, сколько в греховной “болезни” каждого отдельного человека, не готового к исцелению, не принимающего Божью помощь извне, не желающего менять категории мышления и отделаться от стадного чувства, тянущего “заблудшую душу” на самое дно бытия, в чем и заключается литературный замысел и трагизм произведения “Мертвые души”.