Доброго времени суток, читатели! Недавно мне довелось заново пройти культовую дилогию Neighbours from Hell, после чего устроить себе культпрогулку в её ремейке, и именно тогда в моей голове вдруг что-то щёлкнуло. Теперь же у меня появилась одна теория, объясняющая скрытый смысл игры, а также некоторые составляющие из того, что в ней происходит. Потому я предлагаю Вам мою теорию об истинном смысле игровой франшизы "Как достать соседа". Естественно, тут будет сказано только о первых двух частях. Поехали!
Каждый раз, когда Вуди входит в дом своего Соседа, Винса Ротвейлера, давно знакомый с игрой человек сразу устремляется взглядом на привычные и переставшие играть какую-либо роль в восприятии процесса вещи, нужные лишь для добычи квестовых предметов для создания набивших оскомину шалостей. Раскидать шарики по полу? Есть. Засунуть за будильник кактус? Пожалуйста! Довести Соседа до безумия, распилив его любимую штангу или открутив штурвал у корабля, тем самым подставив незадачливого толстяка? Увы, всенепременно.
Почему "увы", спросите вы?
Ответ прост: никто не замечает скрытого смысла всего происходящего, где за усложняющимися заданиями с таймингами и сложными маршрутами передвижений Соседа упускается главное - духовный рост Винса Ротвейлера, самого известного соседа в истории. Именно поэтому тайная суть игры исчезает за смехом незримой аудитории: Винсент Ротвейлер умер или впал в кому, и, чтобы его не постигло забвение, ему нужно "пробудиться". А как ещё это можно сделать, кроме как выкинуть его из зоны комфорта?
Каждый сезон первой игры показывает нам жизнедеятельность Соседа. Пилотные эпизоды - это как крошечный персональный лимб Соседа, в котором происходят совершенно примитивные действия: он ходит из комнаты в комнату и падает на раскиданных шариках. Потом его воспоминания из реальной жизни добавляют в пилотные серии картину матери (вероятно, давно уже почившей) и давнего преданного друга - пса. Невозможность контролировать происходящее вокруг вынуждает Соседа как-то преобразовывать окружающее под привычное восприятие собственной жизни. Так происходит безумное сражение с полным забвением.
Медленно, но верно Сосед начинает преображать всё вокруг себя, с каждым новым сезоном добавляя деталей в свой окружающий мир, напоминающий ему о том, кем он был и что делал когда-то. Первая серия первого сезона показывает нам чуть более реальный мир Соседа, в котором он еще находится на примитивнейшем уровне, посматривая телевизор и поглядывая в окна через бинокль на голую соседку. Вуди понемногу удаётся вытягивать его из этой бездны, заставляя через сиюминутные страдания ломать барьеры, которые мешают Винсу открыть глаза. В дальнейших сериях Сосед вспоминает больше своих бытовых действий, проверяет почту и отмечает день рождения, смотрит семейный фотоальбом и моется. Всё, что Вуди портит "назло" Соседу, наоборот позволяет тому острее почувствовать необходимость перемен в жизни, а также вспомнить то, что было до смерти или впадения в кому (поскольку это лишь теория, конкретизации дождаться не выйдет).
Постепенно Сосед отказывается от вредных привычек, начинает даже следить за собой, заводит (вспоминает) попугая и пса, занимается спортивными упражнениями, уборкой или ремонтом, то есть духовно начинает пробуждаться. Почему некоторые проделки из первых сезонов не повторяются в следующих, типа закупоривания унитаза или взрыва яйца в микроволновке? Потому что так Соседа не удастся пробудить, не удастся спасти его от духовной гибели, и он просто начнёт возвращаться в лимб. Точно так же важно, что понемногу открываются новые области дома Винса с каждым новым сезоном. Это - те участки памяти, которые поначалу скрыты от Соседа, но по мере его роста они открываются для него заново. Постепенно от самых примитивных, инстинктивных и вредных действий Винс переходит к более духовным, созидательным, творческим, даже интеллектуальным, выдающим в нём более интеллигентного человека, кем он мог когда-то быть. И в этом возвращении ему помогает один вреднючий и подловатый катализатор - Вуди.
Вуди вообще является самым необходимым персонажем в этой истории, поскольку без его вмешательства Сосед как бы останавливается в развитии и крутится на новом витке своего Ада, повторяя один и тот же цикл до бесконечности, вряд ли даже подозревая, что что-то на самом деле не так. А показатель зрительского успеха - не столько индикатор успешных действий, сколько индикатор скорости выхода из кокона самого Соседа. И да - стоит считать, что данная игра, имеющая название "Соседи из Ада", должна восприниматься буквально: что Винс, что Вуди обитают в Аду.
И доходит даже до того, что вторая часть отсылает нас уже к образу Чистилища. Циклы продолжаются, Вуди проходит вместе с Винсом все эти циклы, но тут уже появляются более духовные и значимые действия. Сосед пробует себя в публичных выступлениях в Китае, пробует свои силы и крепость духа, посещает Тадж Махал, загорает на пляжах (а не балконах), ухаживает за полюбившейся женщиной и вновь встреченной им на пути родной мамочкой. А почему еще он так усердно старается угодить своей матери? Потому что однажды он ее уже потерял, и светлый образ самого родного человека Вуди помог воскресить в памяти Винса, который уже пытался сделать это и с помощью портрета, и с помощью статуи, но копия никогда не заменит оригинал...
Картина мира, довольно стереотипная, как раз отвечает всему тому, что мог бы знать Сосед об окружающем мире и его странах и народах. Путешествие во второй части потому и является Чистилищем, что замкнутое пространство всегда запертого дома не позволяло Соседу выйти за его пределы, заставляя переживать вечную петлю повторений одних и тех же действий. Выходом из этого Чистилища и, возможно, духовное и нравственное перерождение Винса Ротвейлера явилось ему в момент великого катарсиса - потопления лайнера с помощью айсберга и собственного любопытства Соседа, живо напомнившего ему и Титаник, и своё исчезновение из мира. И помощь Вуди в этом возрождении наконец-то осознаёт и сам Сосед, молча позволяющий тому спастись вместе с ним и матерью, хоть и на спасательном круге. Человечное отношение к ближнему, даже врагу, явилось тем, что позволило Винсу Ротвейлеру снова стать чем-то большим, чем это дано безликому Соседу.
Это - великая история о Человеке, который не мог выбраться из безысходности пустого существования, и о существе, что в этом ему помогло. Кто такой Вуди на самом деле? Что есть правда во всей этой истории? Кто знает...
Нужно ли воспринимать данную теорию как липовую и смотреть на всё не через призму отношений Ад/Чистилище/кома? Это всего лишь теория. Но почему бы ей не попытаться открыть давно известное во что-то более интересное и глубокое, нежели пустое членовредительство?