Во многих еврейских текстах встречаются упоминания модных (особенно в последнее десятилетие, стараниями авторов «Сумерек») мифических существ — вампиров. Кто они, как выглядят и как решают проблему кашрута, рассказывает в своей колонке для издания Sun Sentinel доктор наук в области коммуникаций Кэрен Шнур Нил, а «Цимес» пересказывает материал своих американских коллег.
Интерес к вампирам — один из самых удивительных элементов еврейского фольклора, считает исследовательница Кэрен Нил. Она изучает сторителлинг и потому исследует самые разные тексты. Тема вампиров в еврейской традиции заинтересовала её особенно — но не потому что байки о вампирах оказались так широко распространены.
Дело в том, что вампирская диета противоречит кашруту — своду правил, которым евреи руководствуются в повседневной жизни. Одно из правил кашрута — запрет на употребление крови в пищу.
Несмотря на это, как отмечает Нил, еврейские истории о вампирах встречаются ещё в текстах тысячелетней давности. Эту тему всколыхнули кошмарные обвинения в ритуальных убийствах на Песах во времена Третьего рейха, а сейчас она поднимается, например, в израильском вампирском телесериале «Джуда». Кстати, на современном иврите вампир — «арпад», а раньше говорили «алука» (буквально — «пиявка»).
Если возвращаться к самым ранним упоминаниям еврейских вампиров, то большинство, по-видимому, содержится в трёх средневековых книгах на иврите: «Мидраш Шмуэль», которой уже тысяча лет, «Сефер Хасидим» («Книга благочестивых»), написанная на рубеже XIII века, и «Сефер ха-Рокеа» (или «Книга парфюмеров») тех же лет. Мистический каббалистический текст «Зоар» также упоминает вампиров. Встречаются истории о них и в менее значимых текстах.
Например, в процессе обсуждения еврейских законов о захоронении раввин Радбаз в XVI веке ссылается на легенду о мёртвой женщине, в которую вселяется вампир, что приводит к гибели сотен людей. Интересно, что трансформация женщины в вампиршу объясняется тем, что её похоронили не так быстро, как того требует еврейский закон, и труп её томился на земле целых три дня.
Существуют и еврейские сказки о женщинах-вампирах; в некоторых даже предполагается, что и первая жена Адама Лилит пила кровь. Вампирши, как правило, красивы и соблазнительны, как суккубы. Они обретают способность летать, когда распускают свои длинные волосы, и могут по желанию превращаться в кошек, птиц или других существ, что помогает им с лёгкостью ловить свою добычу.
Но как объяснить присутствие вампиров в еврейских преданиях? Кэрен Нил делает такие выводы.
Во-первых, мы не можем быть уверены в том, что обсуждаемых вампиров следует считать евреями только потому, что они появляются в еврейских историях. Следовательно, им было совершенно не обязательно соблюдать кашрут и они могли пить кровь с чистой совестью.
Во-вторых, евреи, с давних лет познакомившиеся с эпидемиями — возможно, даже раньше остального мира (вспомнить хотя бы историю праздника Лаг ба-Омер. — Прим. ред.), понимали, что кровь — один из источников распространения вирусов. Евреи отождествляли потребление крови с монстрами, потому что знали: пить кровь любого живого существа — это опасная, чудовищная практика. Так что в преданиях сохранялся нравоучительный элемент, присущий еврейским историям. Зачем кому-то пить кровь или проводить слишком много времени с трупом, если эти практики приравниваются к такому злу?
Подготовила Арина Крючкова
Также читайте на «Цимесе»:
Кругом война, а мы хохочем: лучшие мемы от израильтян
«В Израиле нужно быть панком»: сколько стоит жизнь на две страны
Можно ли иудеям делать куннилингус: отвечает либеральный раввин