Начну немного издалека, для лучшего восприятия. В США есть густонаселенные штаты и города : Калифорния и Нью Йорк, например. Соответственно, в этих штатах очень много машин, которые сильно загрязняли атмосферу. Не забываем, что каждая третья машина в мире находится на территории США. Из-за этого образовывался смог, даже дышать было трудно. В 1974-м году штат Калифорния ввел закон, согласно которому каждая вновь произведенная машина должна пройти smog check (проверку выхлопных газов на предмет загрязнения атмосферы), без прохождения которого вам будет отказано в регистрации вашего автомобиля, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ежели вы ввозите автомобиль из другого штата, то при регистрации вы платите единовременно сумму в $300 амеровских рубликов. После, федералы оспорили в суде этот закон, и всем кто уплатил эту сумму, Калифорния вернула эти деньги, но утвердила новый закон. Эта война между штатом и федералами продолжается до сих пор, с попеременным успехом. Суть вы поняли -каждый автомобиль в Калифорнии должен быть снабджен каталитическим конвертором. Точка.
После того, как автомобиль отслужил свой срок ("умер" своей смертью, либо же преждевременно "скончался в аварии" или вследсвие любых других причин), его везут на junk yard (автомобильное кладбище). Это частный бизнес на частной земле, вне населенных пунктов. Там должны соблюдаться довольно строгие федеральные условия как-то : каждые 5 лет вы вырываете землю на глубину около 1-1.5 метра (в Калифорнии) там, где сливаются в спецемкости ВСЕ жидкости из автомобилей. Земля вывозится на очистку, а вы засыпаете "свежую" землю. На остальной поверхности вы снимаете меньший слой. Эта территория огорожена заборами, если она не находится в местах с естественным (холмы, кустарники) ограждением.
Автомобили на "кладбище" складируются по производителю : Ford, Chevy, Toyota и так далее. Исключительно для удобства пользования. Хозяева junk yard весьма неплохо зарабатывают : продают детали б/у, безо всякой гарантии, сами понимаете. Вы приезжаете туда и платите за вход (только пешком) номинальные $1-2 амеровских рублика. Ищите необходимую вам машину и самостоятельно снимаете с нее нужные вам запчасти. Инструменты свои -абсолютно любые, в этом вас никто не ограничивает. Запчасти можно "добывать" даже самыми варварскими способами. Есть junk yard, где хозяин (работник) сами снимают запчасть для вас на заказ -естественно, что это будет чуток дороже. Платите вы за деталь(и) на выходе. Всем удобно. Машины там находятся максимально долго -пока их не "разденут вчистую". После этого остатки прессуются и хозяин уже продает их как металлолом. Предвосхищая ваши вопросы : так ведь можно задешево самому себе собрать автомобиль ? Можно. Сколько времени уйдет на это ? Где вы будете это делать ? На улице нельзя- по закону. Короче -овчинка выделки не стоит. И, да ! Этот вопрос мне задавал абсолютно КАЖДЫЙ новоприбывший из бывшего Союза. Мужчины, само собой. У женщин свои тараканы.
Впервые я увидел каталитический конвертор у своего друга в гараже. Мне он был вновинку, ибо на советских машинах такого устройства не было. Я задал вопросы на эту тему. Вывод сделал один -совершенно бесполезная и даже вредная штуковина -она "пожирает" автомобильных лошадей. Тогда я мыслил такими категориями. Про присутствие там драгметаллов я услышал только тогда, когда уронил и разбил в гараже керамический блок. Внимательно осмотрел его невооруженным взлядом -никакого "злата-серебра" я там не увидел. Понятное дело -там речь о микронах идет, соскоблить не представлялось возможным. Но, идея засела в голове. Мы с другом частенько посещали все автомобильные кладбища в нашей округе -ему нужны были детали по работе. Я задавал вопросы хозяевам (я уже был на дружеской ноге со всеми, кто был белой расы, ибо мексиканские хозяева тупы и не настолько дружелюбны) на тему "куда-почем" ? Выяснил я следущее : их принимают за деньги (кто и где, по понятным причинам мне не говорили), но только минимальный определенный обьем (по весу) и только от лицензированных механиков, либо хозяев junk yard. Я стал внимательно изучать наличие на junk yard каталитических конверторов -они были в свободном доступе почти везде на кладбищах. Но, на одном из них они были сняты и складированы отдельно. Я поимел душевную беседу на тему "купи-продай" с хозяином. Результат -он согласен их купить у меня по весу. Дам вам ценовой минимум-максимум : Mercedes S 500-600-$400-500 рубликов, иная "пузатая мелочь" -$80-130 рубликов, на те времена.
План созрел в моей голове достаточно быстро и я поделился им со своим другом. Навеяла этот план одна история из моего детства. Мы с моим другом детства Лехой зарабатывали себе на карманные расходы сбором пустых бутылок и их последующей сдачей в приемный пункт. Собирали их везде, где только можно. В основном в парке по утрам. Но, шустрые бабульки, которые делали это значительно раньше, обходили нас в этом бизнесе по всем статьям. Нам доставались лишь крохи, которые мы находили после подслеповатых бабушек. И мы решились с другом на отчаянный шаг -пошли собирать их к пивному (советскому) ларьку у автовокзала. Мужики отдавали нам пустые бутылки без проблем. Когда нас застала за этим занятием местная женщина уборщица -мы были безжалостно вышвырнуты с "ее территории", при этом огребли метлой по спинам. Физически мы были значительно слабее ее (7-8 лет нам было), но умнее и наблюдательнее. Мы со стороны проследили -куда она складирует пустые бутылки. Оказалось, что в угловой сарай. Дверь на замке. Ок. В это же время отец Лехи менял шифер на своем сарае и мы ему помогали иногда, в силу своих возможностей. Смысл : мы точно знали как устроена крыша. Этим же вечером, после закрытия автовокзала, мы забрались на крышу сарайчика по темноте и аккуратно, с помошью плоскогубцев, сняли один лист шифера. Вытащили из сарая несколько мешков пустых бутылок и вернули шифер на место. На 25 советских рубликов потянул наш улов. Деньги поделили поровну. Я "гулял" на свою долю не менее полугода. Кино 10 копеек, лучшее мороженое 28 копеек. Много ли в те года нужно мне было ? Марок себе накупил -я их собирал тогда. Связь уловили ? Не спешите с выводами. Я адаптировал план, согласно тем реалиям. Автокладбище охраняется, в отличии от "детского" сарая.