Мы снова поднимаем паруса! Сегодня речь пойдет о писателе, которого часто называют "английским Дюма" - Рафаэле Сабатини, и его творчестве.
Сначала я хотела сделать подборку книг, но оказалось, что капитан Блад настолько прочно обосновался в моем сердце (и в этой статье) что даже для него одного места мало. Поэтому Трессилиан (Морской ястреб) и Скарамуш (угадайте?) немного подождут. Тем более, что роман "Одиссея капитана Блада" оказался настолько популярен, что Сабатини написал еще две книги - сборники рассказов о приключениях хоть и выдуманного, но знаменитого пирата - "Хроника капитана Блада" и "Удачи капитана Блада".
Внимание! Дальше будут спойлеры. Когда они закончатся - снова будет курсив (наклонный шрифт).
Действие романа начинается в 1685 и заканчивается в 1689 году - всего четыре года, а сколько в них уместилось событий. В начале романа Питер Блад, бакалавр медицины, никогда к не питавший к ней склонности (однако изучивший в совершенстве), ведет тихую жизнь врача в небольшом городке Бриджуотере. Это не совсем, точнее - совсем не в его характере, ведь природная склонность к приключениям уже успела провести Блада практически сквозь все войны Европы. Он успел послужить и в голландской, и во французской армии, и даже провести два года в испанской тюрьме. Он решает, что приключений с него хватит, но судьба распорядилась иначе.
Помимо своей воли, Питер оказывается втянут в восстание Монмута - не в само восстание, конечно. Он только оказывает медицинскую помощь лорду Гилдою, раненому во время битвы при Седжмуре. Однако, с точки зрения английских законов того времени, это точно такая же измена короне, словно бы он сам участвовал в бою. Блад получает смертный приговор, который король Яков II в виде особой милости, заменяет ссылкой на Барбадос - если рабство можно назвать ссылкой, или милостью. О милосердии речь вообще не идет, королю срочно нужны деньги, и заключенных бунтовщиков продают на торгах заокеанским плантаторам. Цена Блада - 10 фунтов стерлингов, но ему опять везет - у губернатора - подагра, у его жены - мигрень, и Блад, благодаря своему врачебному мастерству, облегчает страдания обоих. Да и хозяин Блада, полковник Бишоп, несмотря на свою жестокость и буйный нрав, все же понимает, что рабы стоят денег, и лучше позволить Бладу заниматься лекарским ремеслом, чем постоянно покупать новых. Да и доход от врачебной практики Блада идет в карман Бишопу, Питер ведь не только губернатора и его жену лечит, но и других жителей Бриджтауна. Благодаря относительной свободе передвижения, Питер Блад получает возможность начать подготовку к побегу, и в этом ему охотно помогают два других врача, практикующих в Бриджтауне. Нет, не из альтруизма или человеколюбия - они вовсе не такие уж хорошие врачи, и Блад попросту "отбивает" у них пациентов. Но, когда все практически готово, словно в насмешку, судьба, до сей поры улыбавшаяся Бладу, преподносит ему сюрприз.
Джереми Питт, соучастник Блада и единственный шкипер, прогневил полковника Бишопа. Разъяренный Бишоп "наказывает" Питта по-своему - избивает до полусмерти и приказывает привязать на солнце. В таком виде Блад и находит Питта. Пытаясь облегчить его страдания, Блад сам едва не становится объектом ярости Бишопа, и вот тут удача снова оборачивается к нему лицом - на Барбадос нападают испанцы, и Бишопу становится не до него...
Все, спойлер кончился. Но это даже не треть романа, а только первые главы. А вот если хотите узнать, что было дальше, вам придется роман прочитать. Хотя, если бы даже я пересказала его полностью - от прочтения вы все равно получили бы удовольствие.
Судьба Блада с момента его попадания на Барбадос во многом схожа с судьбой самого знаменитого из пиратов Карибского моря - Генри Моргана. Тот тоже начал свой путь с Барбадоса, и тоже поначалу был кабальным рабом (хоть и отрицал это, но как бы он иначе расплатился за проезд из Англии?). А рассказ о том, как капитан Блад захватил город Маракайбо, попал в испанскую ловушку и вырвался из нее - это повторение реальной истории Моргана, вплоть до использования брандера для поджога испанского корабля и имитации сухопутной атаки на форт. Только, в отличие от Блада, Морган прибыл на Барбадос добровольно, да и пиратскую карьеру начал добровольно. Блад же пиратом быть никогда не хотел.
Вот тут сделаю замечание - несмотря на откровенно пиратские замашки и жестокость, Моргана все же нельзя назвать именно пиратом, поскольку он всегда действовал под прикрытием каперского патента. А вот Питер Блад был именно пиратом, по крайней мере, пока действовал самостоятельно. Потом-то он успел послужить и Якову II, и Людовику XIV, и, в конце концов, "остановился" на короле Вильгельме.
Возникает закономерный вопрос - а почему Блад не отправился в Европу? Ведь на Тортугу - то он попал, можно сказать случайно - из-за отсутствия штурмана (вы же помните, в каком состоянии был Джереми Питт на момент бегства с Барбадоса?), Блад был вынужден довериться бывшему капитану захваченного испанского корабля. И тот привел его прямиком к острову Гаити (Испаньола). И прямо в руки Мигелю де Эспиноса, испанскому адмиралу, который потом на протяжении всего романа будет пытаться поймать Питера, но - безуспешно (а ведь хотелось без спойлеров...). Так что не стану рассказывать как Блад обманул испанского адмирала, только вот добраться до голландской колонии Кюрасао он уже не мог - на корабле банально не хватало припасов. Единственным доступным для него портом оставалась Тортуга.
А причиной, по которой Блад остался в Карибском архипелаге, и стал пиратом, был "камень преткновения всех мужчин" - по меткому выражению Джека Воробья (пардон! капитана Джека Воробья, надеюсь, знаете такого) - "бабы". Всего одна, на самом деле. Арабелла Бишоп, племянница того самого плантатора с Барбадоса, собственностью которого являлся Питер Блад. И, кстати, именно она и уговорила дядю купить Питера.
Наверное, это была любовь с первого взгляда - Арабелла знала, что Блад - осужденный преступник, но все равно не гнушалась его общества, Блад знал (очень хорошо) полковника Бишопа, наверное, думал, что племянница имеет некоторые замашки дяди. Романтическая линия этого романа очень красива. И использована всеми, кому не лень. В том же "Скарамуше", Сабатини снова использует нечто подобное, только Питер заменяется Андрэ, а Арабелла - Алиной. И как обычно, объяснения главных героев постоянно откладываются, что-то им мешает - а развязка наступает в конце. А ведь написано и "срежиссировано" все это действительно здорово. Я ведь помню, как огорчилась Арабелла, только-только понявшая мотивы Блада для дуэли с Левассером (ох уж эта ревность!) - а тут Блад выходит чуть ли не в обнимку с ее дядей. И откуда ей было знать, что дядя идет под дулом пистолета, и объяснение затянется на неопределенный срок? Я и сама тогда переживала - за героев. Так что... может, не нужно придумывать новых слов, новых сюжетов и прочего нового - а взять старый, затертый до дыр, сюжет - "мужчина полюбил женщину, а женщина - полюбила мужчину", добавить толику своего таланта - и тогда герои будут живыми, несмотря на все шаблоны и ярлыки критиков - я вот сейчас просто вижу этого худощавого синеглазого брюнета и сероглазую девушку с каштановыми волосами. Они наконец нашли друг друга, и теперь у них достаточно времени.
А в завершение скажу несколько слов о продолжении "Одиссеи капитана Блада" - сборниках "Хроника капитана Блада" и "Удачи капитана Блада". На самом деле это не продолжение - действие всех рассказов этих сборников происходит в то же время, что и действие "Одиссеи..." Только описываются события, не вошедшие в "Одиссею..." Некоторые из этих рассказов весьма неплохи, а некоторые - напоминают последние рассказы Конан Дойля о Шерлоке Холмсе - всего лишь бледная копия первых. Наверное, Сабатини не стоило продолжать, ведь "Одиссея капитана Блада" - роман завершенный. К его чести, он и не стал продолжать, и не показал нам состарившихся Блада и Арабеллу, лишь дополнил список подвигов Блада. Вот за это - спасибо. Для меня "Одиссея капитана Блада"" закончилась в Порт-Ройяле, в кабинете губернатора Ямайки... да, собственно, сам Сабатини так и написал о своем герое - "Его одиссея закончилась".
Это все. Не стесняйтесь критиковать в комментариях - "я не волшебник, я только учусь". Только критику прошу конструктивную. Скоро я расскажу о своих впечатлениях о романах "Морской ястреб" и "Скарамуш" - следите за каналом, если вам, конечно, интересно. До встречи!