Может ли компания жить и работать без долгосрочной стратегии? Я отчету, что да, компания может жить и работать без долгосрочной стратегии развития бизнеса, потому что многие компании так и живут без долгосрочной стратегии развития своего бизнеса.
Нужна ли компании долгосрочная бизнес-стратегия?
Ответ однозначный- долгосрочная бизнес-стратегия просто необходима для эффективного развития бизнеса.
Что такое бизнес-стратегия?
Бизнес-стратегия — это долгосрочное глобальное планирование.
Когда задаешь вопрос руководителю предприятия, есть ли у компании бизнес-план, то очень частый ответ такой: «Нет». На вопрос: «Почему нет бизнес-плана?». Ответ: «Невозможно предсказать, что будет через один месяц, тем более через один год, и уж совсем невозможно предугадать, что будет через три или пять лет».
По моему мнению, бизнес-план надо разрабатывать на срок не менее трех лет с последующей ежегодной корректировкой плановых показателей, а вот стратегическое планирование надо делать на срок от пяти до десяти лет.
Я сейчас, написав свое мнение, представила улыбки на лицах собственников и руководителей малых и средних компаний (про больших я не пишу, потому что у них есть бизнес-планирование), типа у меня «наивные» мысли, но мысли мои совсем «не наивные».
Я последние 15 лет занимаюсь своим бизнесом, но только в этом году сделала для себя стратегию развития своего бизнеса. Эта статья посвящена тому, чтобы убедить всех собственников малого и среднего бизнеса последовать моему примеру, взять и сделать свою долгосрочную стратегию развития бизнеса, отбросив в сторону все страхи, опасения, неуверенность, рамки и условности, а просто распахнуть свои мысли и взглянуть на себя в будущем!
Шаг первый.
Для начала надо провести анализ своего бизнеса. Я повела так называемый SWOT-анализ- инструмент планирования, который помогает объединить всю информацию о бизнесе и сформулировать долгосрочные цели.
У меня получилась вот такая таблица, которую я сделала в прошлом году, с нее все и началось.
Надо проанализировать сильные и слабые стороны вашего бизнеса, проанализировать новые возможности для бизнеса и внешние угрозы, другими словами, попробуйте заполнить такую же таблицу для себя, как сделала я сама.
Шаг второй.
Вторым шагом мне пришлось поработать над своим подсознанием, чтобы подойти к вопросам стратегического планирования. Я разделила лист бумаги на две части, с одной стороны я написала старые мысли и чувства, с другой стороны я написала новые чувства и мысли, с которыми я стала жить дальше.
У меня получилось вот так:
- страх не получить результат — заменила на смелость;
- неуверенность в силах — заменила на уверенность в себе;
- тревога за будущее — заменила на спокойствие;
- зависть к успехам других — заменила на самодостаточность;
- снижение своей стоимости — заменила на повышение своей стоимости;
- отчаяние из-за отказа клиента — заменила на веру в успех;
- застой на одном уровне — заменила на развитие и рост;
- остановку в развитии своей личности — заменила на самосовершенствование себя.
А главное, к какому выводу я пришла? Во мне жило внутреннее желание освободиться от бизнеса, это желание я заменила на другое желание — создать успешный бизнес!
Рекомендую Вам также честно перед самим собой провести такой анализ своих мыслей и чувств, поверьте, что это важно и это реально надо делать.
Шаг третий.
При стратегическом планировании надо идти путем об общего к частному. Третьим шагом надо определить и понять свою миссию. Глобальный вопрос, на который надо себе ответить: «Для чего нужен обществу ваш бизнес?».
Другими словами, надо осознать и понять полезность вашего бизнеса для общества, насколько он востребован, какую пользу он приносит для общества.
Чтобы понять свою миссию, т.е. смысл существования организации, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Для чего и по какой причине организация существует?
- Кто мы?
- Что мы делаем?
- Куда направляемся?
После того, как будут даны ответы на эти вопросы, возможно поставить стратегические цели для организации на несколько лет вперед.
Пример того, как получилось у меня ответить на эти вопросы и поставить стратегические цели на три года для своего бизнеса (а я запланировала рост выручки своей компании за три года в 10 раз):
- Мы специалисты в области финансов и экономики;
- Мы оказываем услуги бизнесу в области финансов и экономики;
- Наши услуги имеют общественную значимость;
- Мы стремимся принести пользу для бизнеса наших клиентов.
Шаг четвертый.
Четвертым шагом надо создать ценности компании, свод деловых и нравственных принципов, которые бы разделяли все сотрудники. Это тоже важный момент- создание своей команды и корпоративного духа в компании.
Показываю на своем примере, нравственные принципы, которых придерживаюсь я сама и мои сотрудники:
- Честность и порядочность;
- Профессионализм;
- Уважение к людям;
- Командный дух;
- Ответственность.
Пятый шаг.
Пятый шаг сделать уже просто, когда понятны стратегические цели на три года вперед, надо переходить к тактике стратегического плана. Тактика –это плановые мероприятия по достижению поставленных целей.
На основании своего SWOT-анализа я поняла, что надо делать для реализации своих возможностей и развития бизнеса.
На этом этапе я перешла к разработке маркетинговой стратегии по продвижению услуг своей аудиторской компании с привлечением маркетингового агентства GOadvance.
На этом этапе моя жизнь и жизнь моей аудиторской компании кардинально изменилась к лучшему, но это уже другая история.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Сайт моего бизнеса по ссылке в описании канала. Заглядывайте, если интересно;)
Смотрите видео на тему бизнес-стратегии, пример из личного опыта:
Пишите в комментариях свои вопросы, я постараюсь на них ответить!