Найти в Дзене
В переулках истории

Как в Росии умели работать на себя и для людей. Японцы оценили

Оглавление

Япония отличается тем, что умеет находить интересные идеи в других странах и не стесняется их применять для развития своей страны.

Сегодня поговорим о молочных королях! В холодильнике в каждом доме наверняка есть кефир, сливочное масло, молоко в бутылках или пакетах. Все это придумано в России. А по поводу японцев чуть ниже.

Москва, ул. Б.Дмитровка, д.7. В конце 19-го века здесь временно жила семья Льва Толстого. В начале 20 века А. Чичкин открыл молочную лавку-кофейню. В 2015 году  открылось кафе, название “Молоко” владельцы сохранили
Москва, ул. Б.Дмитровка, д.7. В конце 19-го века здесь временно жила семья Льва Толстого. В начале 20 века А. Чичкин открыл молочную лавку-кофейню. В 2015 году открылось кафе, название “Молоко” владельцы сохранили

Начнем!

1. Для успеха нужны интересные идеи

Кефир до начала 20 века в центральной части России не производили, но знали о нем все, кто бывал на Кавказе. Целебные свойства заинтересовали ученого И.И. Мечникова, который в 1908 г. предложил молокозаводчику Н. И. Бландову - энергичному и предприимчивому человеку, организовать его производство для госпиталя на Ходынке. Сегодня это Боткинская больница.

Или возьмем, к примеру, молоко. До конца 19 века его продавали на рынках или покупали у молочниц. Но в 1888 году в Москве на Петровке, 17 открылся первый в России молочный магазин “Молоко”, где предлагались все молочные продукты. Его появление связано с именем Александра Чичкина. Выходец из крестьян Ярославской губернии совершил в Москве настоящую молочную революцию. Построил к 1914 году производственно-торговый бизнес - настоящую молочную империю.

2. Уметь находить и поддерживать перспективных для бизнеса людей

Николай Верещагин нашел себе единомышленников и партнеров в коммерческих делах. Отставной морской офицер Владимир Бландов - однокурсник Верещагина по Морскому кадетскому корпусу, стал купцом и промышленником - миллионером. Позже привлек к бизнесу своего брата Николая, тоже морского офицера.

Владимир Бландов и Николай Верещагин развили активную деятельность по созданию сыродельных артелей.

В 1871 году в Тверской губернии Н.Верещагин открыл первую школу молочного хозяйства, известную как Едимоновская школа. Затем в селе Коприно Ярославской губернии для способных крестьянских детей. Там и начал свой звездный путь будущий магнат - миллионер Александр Чичкин.

При поддержке В.Бландова Чичкин продолжил учебу, в том числе в Париже в институт Пастера и стал в последствии одним из лучших специалистов в Европе.

3. Для привлечения покупателей нужна интересная маркетинговая идея

Романтичная или детективная история получения кефирного грибка на Северном Кавказе сыграла свою роль в популяризации этого напитка в России.

Кефир издавна был священным напитком для карачаевцев, и тайну его приготовления другим не открывали. Получить его смогла бывшая крестьянка из Рязанской губернии Ирина Сахарова.

Ирина Сахарова и Бек-Мирза Байчоров
Ирина Сахарова и Бек-Мирза Байчоров

В начале 20 века братья Бландовы обосновались в Кисловодске. На этом курорте и в его окрестностях постепенно создали сеть сыроварен. Молоко для этого поставлял молодой князь Бек-Мирза Байчоров. Он, как и каждый карачаевец, знал секрет приготовления кефира. Продать способ получения чудо-напитка князь отказался. Потом в Кисловодск приехала Ирина, произошла история с ее похищением. А дальше есть разные версии: то ли от большой любви, то ли как откуп от преследования полиции за кражу красавицы, но кефирная закваска и способ приготовления оказался у Бландова.

Ирина Сахарова в Москве впервые в мире в 1910 году сумела произвести кефир в заводских условиях. На молочном заводе на Божедомке в Москве.

Другой пример маркетинговой находки.

В молочных магазинах А. Чичкина, чтобы подчеркнуть порядок и свежесть, было много белого цвета. Это цвет плитки для облицовки, форма продавцов и приказчиков.

А еще отказались от пастеризованного молока. Чтобы показать, что все продукты свежие, вчерашнее молоко каждый день выливали в канализацию на глазах у горожан. И в магазины Чичкина выстраивались очереди. Одни, чтобы поглазеть на чудную лавку, другие за покупками.

4. Конкуренция между производителями - польза для потребителей

Александр Чичкин женился на дочери В. Бландова, который помог кредитом организовать собственное дело. Вырастил себе конкурента.

Их соперничество приводило к развитию обеих империй, к росту ассортимента и качества продукции. Судите сами.

В. и Н. Бландовы в 1899 году первыми в России стали изготавливать пастеризованное молоко в бутылках. Уже в 1900 году на Всемирной выставке в Париже их молоко и некоторые сорта сыров получили призы за качество. В.Бландов наладил выпуск двух видов сыра — голландского и тильзитера.

А.В. Чичкин создает свою торговую сеть. На вершине своего развития она насчитывала 91 магазин в Санкт-Петербурге и Киеве, в Баку и Тбилиси, Ташкенте, в, Харькове и Одессе, в Ростове-на-Дону и Ялте. У братьев Бландовых их было около 70.

Бландовы первыми открыли современный молочный завод в 1906 году.

В 1910 году на Новорязанской улице в Москве начал работать крупнейший не только в России, но и в Европе, молочный завод Чичкина. А потом и в других городах.

Конкуренция эта развивалась с переменным успехом, однако лидерство в конечном итоге получилось за Чичкиным. Владимир Бландов умер в 1906 году, без него дело пошло на спад.

В магазинах А. Чичкина появились:

- первые в Москве кассовые аппараты,

- первым начал использовать автомобили - 8 легковых 36 грузовых,

- создал собственную сеть ревизоров для неожиданных проверок в своих магазинах.

У Александра Чичкина был роскошный “Роллс-Ройс” и собственный аэроплан. Вот такой любитель технических новшеств.

А еще вот такой урок от истории

Миллионер А. Чичкин увлекался революцией. В 1905 году разрешал рабочим участвовать в стачках. Помогал большевикам деньгами. Прятал у себя от полиции революционеров. Например, известно, что среди них были большевики В. Молотов и Н. Подвойский.

В 1918 году в Одессе он узнает о национализации всех своих предприятий. Вместе с женой эмигрировал во Францию, но в 1922 году вернулся на родину. Поверил в НЭП. Но развернуться ему не дали. В 1929 г. отправили в ссылку в Северный Казахстан. В 1931 году председатель СНК СССР В. М. Молотов и нарком снабжения А. И. Микоян помогли ему вернуться в Москву. В 30-е годы Чичкин занимается развитием молокоперерабатывающей промышленности Советского Союза. Умер он в 1949 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Теперь о Японии

Секрет успеха А.В. Чичкина не только в его личных качествах и связях. Он разработал уникальную систему подготовки кадров. Суть ее заключалась в мотивации сотрудников в зависимости от их возраста.

Молодежь обучали искусству управления. Что для этого нужно? А.В. Чичкин считал: образование, воля и воспитание. Такую школу прошли около 2000 отлично подготовленных профессионалов молочного дела.

Идеи А.В. Чичкина о корпоративной системе работы с персоналом заинтересовали японцев и послужили одной из причин послевоенного “экономического чуда”. Успешно работает в Японии система пожизненного найма от ученика до пенсионера, наставничество, создание и поддержка справедливого и стабильного социального климата в компании. А цель одна - рост производительности труда и высокая мотивация сотрудников на всех должностях.

Существует информация, а может и легенда, что в 1982 году японцы приезжали в СССР для вручения премии наследникам Чичкина как благодарность за разработанную корпоративную систему. Но никто из чиновников не знал такой фамилии.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Истории жизни и деятельности этих выдающихся людей, пусть и забытых, могут служить отличным примером для начинающих предпринимателей, менеджеров разного уровня. Да и для чиновников тоже. Вот еще, пожалуй, современным родителям можно поучиться как воспитывать подрастающее поколение.

Спасибо, что прочитали статью. Подписывайтесь на канал, не пропустите новые публикации.

Всем приятного аппетита за стаканом кефира или чашечкой чая с бутербродом с маслом и сыром!