Найти в Дзене
журнал Рыбалка GROUP

Пять правил безопасности, которые нужно соблюдать имея лодку с мотором

Здравствуйте, дорогие читатели нашего издания Рыбалка GROUP! Считается, что водная стихия – это колыбель жизни. Возможно, что, действительно, так и было. Когда-то. Однако современный подход говорит обратное: вода – это враждебная человеку среда. И, действительно, – одно дело нежиться под ласковым солнцем на многолюдном пляже с периодическим окунанием в воду в пределах прямой видимости береговой линии, и совсем другое – оказаться посреди воды в условиях, когда на помощь извне рассчитывать не приходится. Сегодня мы разберём, как можно минимизировать риски нахождения на воде, и что нужно для этого делать. Первое правило Итак, первое, набившее оскомину, правило: наличие на борту спасательного жилета. Можно сколько угодно рассуждать на тему – нужно ли надевать спасательный жилет, или достаточно просто иметь их запас, равный количеству человек на борту. Так вот, если судно беспалубное (моторная лодка, катер без рубки, надувная лодка любого размера), то надевать жилеты нужно обязательно. Прич

Здравствуйте, дорогие читатели нашего издания Рыбалка GROUP! Считается, что водная стихия – это колыбель жизни. Возможно, что, действительно, так и было. Когда-то. Однако современный подход говорит обратное: вода – это враждебная человеку среда. И, действительно, – одно дело нежиться под ласковым солнцем на многолюдном пляже с периодическим окунанием в воду в пределах прямой видимости береговой линии, и совсем другое – оказаться посреди воды в условиях, когда на помощь извне рассчитывать не приходится.

Сегодня мы разберём, как можно минимизировать риски нахождения на воде, и что нужно для этого делать.

Первое правило

Итак, первое, набившее оскомину, правило: наличие на борту спасательного жилета. Можно сколько угодно рассуждать на тему – нужно ли надевать спасательный жилет, или достаточно просто иметь их запас, равный количеству человек на борту. Так вот, если судно беспалубное (моторная лодка, катер без рубки, надувная лодка любого размера), то надевать жилеты нужно обязательно. Причём, это не столько требование действующих правил ГИМС, сколько обычный здравый смысл.

В качестве примера могу привести три реальных случая, очевидцем и участником которых был лично.

-2

Случай  первый. Двигались на скорости на моторной лодке «Казанка» по небольшой речке с берегами, густо заросшими деревьями. Водитель, объезжая топляк, слишком близко взял к берегу, и переднего пассажира буквально выдернуло из лодки суком нависшего над водой дерева. Как результат – сотрясение головного мозга с потерей сознания уже в воде. Пока разворачивались, человек успел уйти под воду, так как находился без сознания и без спасательного жилета. Его достали, но воды он тогда успел наглотаться.

Второй случай. Во время одного массового водномоторного мероприятия группа надувных лодок на скорости двигалась по акватории. В результате сильного столкновения одного водителя выкинуло из лодки, и он попал под третью лодку, двигавшуюся сзади, и винтом ему рассекло скулу. В такой ситуации человек находится в состоянии болевого шока и начинает тонуть. И, заметьте, – опять-таки он был без жилета. Спасти ­– спасли, но пришлось нырять.

-3

И третий случай, произошедший лично со мной. Во время испытаний новой модели надувной лодки из-за стечения обстоятельств она делает свечку с переворотом. Во время переворота получаю по голове передней банкой, сделанной из двадцатой фанеры (сама лодка имела длину 4 метра, поэтому такие банки), и теряю сознание. В себя пришёл через несколько секунд уже под лодкой и понял, что двигатель ещё работает, поэтому пришлось дожидаться, когда он, наконец, схватит гидроудар и остановится. Время действия – конец октября, температура воды +2 градуса. Место действия – Средняя Невка, ровно на середине между её берегами. Причём, так получилось, что помощи с берега ждать было неоткуда, так как все остальные лодки были уже подняты с воды и сдуты. И спас меня тогда только надетый спасательный жилет, благодаря которому я смог продержаться на воде даже в намокшей тёплой одежде и вылезти на днище перевёрнутой лодки, и, сидя на ней верхом, смог догрести до берега. Не было бы жилета – мокрая одежда утянула бы меня на раз-два, а до берега я бы точно не доплыл, так как при такой температуре воды сердце бы встало очень быстро. В результате – отделался сотрясением мозга и переохлаждением. А ведь мог бы и не выплыть…

на фото: Андрей Спирин
на фото: Андрей Спирин

Поэтому – надевайте спасательный жилет в любом случае. Потому что вода только кажется гладкой и спокойной. На самом деле ошибок она не прощает. Тем более, сейчас в продаже есть много вариантов спасательных жилетов на любой вкус и кошелёк, так что остается только выбрать подходящий вариант. Лично для себя я купил костюм-поплавок, который не только можно использовать как спасательный жилет, но ещё он здорово защищает от холодного ветра и дождя.

Второе правило

Кстати, благодаря последнему случаю я через личный опыт вынес второе важное правило безопасности на воде: всегда надевать страховочную чеку на мотор. Никаких гаечных ключей, проставок и прочего, чем можно замкнуть цепь зажигания – только пристёгнутая к руке или одежде страховочная чека, с помощью которой можно остановить двигатель, если что-то пошло не так, и водитель выпал из лодки.

-5

Третье правило

Всегда иметь при себе средство связи и/или подачи сигналов. Многие почему-то забывают, что недостаточно взять с собой на воду мобильный телефон. Важно обеспечить, чтобы заряда этого устройства гарантированно хватило до окончания выхода на воду. Иначе это будет не средство связи, а бесполезный кусок пластика, которым, если что-то, не дай Бог, случится, и грести будет нельзя. Также в продаже есть недорогая, но очень практичная и нужная вещь под названием «сигнал охотника», с помощью которой можно, в случае крайней необходимости, подать сигнал о том, что что-то случилось, или позвать на помощь. Это простое устройство позволяет запустить небольшую ракету, которая поднимается на высоту до 30 метров, и которую видно за несколько километров. В комплекте идут патроны разных цветов: зелёный, жёлтый и красный. Назначение этих сигналов:

Зелёный – «У меня всё хорошо, я на месте, я добрался, всё в порядке».

Жёлтый – «Внимание!»

Красный – «Я в беде, помогите, опасность!».

Четвёртое правило

всегда держать при себе аптечку первой помощи. В принципе, достаточно иметь с собой обычную автомобильную аптечку, где есть основные средства для оказания первой медицинской помощи при порезах и ссадинах. Но не будет лишним самостоятельно дополнить её средствами при отравлении (подойдёт обычный активированный уголь, например), сердечными средствами (валидол, нитроглицерин) и каким-нибудь обезболивающим средством.

-6

Пятое правило

Всегда, на любой выход, иметь при себе комплект ЗИП для двигателя. Минимально – свечной ключ и кусочек шкурки. Особенно это актуально для двухтактных ПЛМ, где бывают проблемы с системой зажигания, и иногда для того, чтобы запустить двигатель, нужно просто выкрутить свечи зажигания и прочистить контакты. Максимально – как позволяет фантазия и финансы. Как вариант, набор ключей, отвёрток и шестигранников, запасной винт и свечи зажигания. Лишним всё это на борту точно не будет.

И последнее правило – выходя на воду на час, готовься так, будто выходишь на целый день. Выходя на целый день, готовься так, будто выходишь на три дня. Ну а, выходя на воду с ночёвкой, готовься, как будто идёшь на неделю. Так как всё это – единственный действенный способ минимизировать возможные риски и провести время на воде в относительной безопасности.

Автор: Павел Прудников

P.S. Желаю вам больших уловов не только на рыбалке, но и в жизни. До встречи на страницах нашего издания Рыбалка GROUP не забывайте подписываться на наш канал и ставьте "нравиться".