Предисловие
Профессионал есть тот, кто успешно восполняет нашу некомпетентность собственной (Сухоруков Л.)
Заграница так и манит русский бизнес. Если бы вам выпала возможность продавать свои продукты и услуги по всему миру, согласились бы? Думаю сейчас многие одобрительно кивают - да конечно! Там же в долларах (ну и прочих приятных валютах). Как романтична картинка тебя, летящего в private jet на встречу с заказчиком-богачем из какой-нибудь очень далекой и очень очень денежной страны. Самое замечательное в этой картинке то, что этой действительно возможно и у некоторых даже получается. Тем не менее, стереотип о средневековости и убогости россиян как бизнесменов за чертой наших границ все же существует и вот почему..
Being polite - это чо на?
Театр начинается с вешалки, а работа с иностранным заказчиком с умения выстраивать диалог в выдержанной и вежливой манере. В этот самый момент у широкой русской души и случаются когнитивные ошибки с душой совершенно иного толка - импортной.
В западной культуре существует ментальный ключ вежливости и дружелюбности. Что бы ни происходило человек западного менталитета будет улыбаться и не пойдет на открытое высказывание недовольства. Уровень толерантности к невежеству у них действительно высокий и если он уж начал проявлять недовольство, то вы совершили что то действительно выходящее за рамки его понимания.
При этом русский человек зачастую путает обычное западное being friendly с искренним отношением к себе. Это распространенная ошибка культурных стереотипов, поскольку у нас принято прямо выражать свои эмоции и настроения если не в речевых оборотах, то уж как минимум мимически. Вот он улыбается тебе, дружелюбно приветствует, общается, в ресторан ходите, в театр. Через неделю тебе приходит договор с условиями совершенно оскорбительными (по твоему мнению). Здесь в ход начинают идти эмоции. Как же так! Ведь вчера все было так очаровательно! Да. А сегодня бизнес. Лайфхак: не поддавайся на очарование их вежливости. Это не более чем манера общаться. Держи руку на пульсе.
В то же время, им мы кажемся грубыми. Отсутствие привычки улыбаться несколько смущает наших коллег, а уж когда мы начинаем напирать (наезжать) по какому то вопросу - им кажется, что одной ногой мы уже в суде. Здесь важно умение совладать с эмоциями и конструктивно изложить суть своего недовольства. Аргументы - лучшее оружие. Убеждения с ними не прокатывают.
Впрочем, встречал я и среди россиян персонажей, обесценивающих нашу манеру взаимодействия. Посмотрите мол, как у них там все за бугром классно - а мы быдло. Такие персонажи попадались в ловушку еще быстрее. Их на два счета подкупали вежливостью а дальше вопрос получения выгодных условий становился лишь вопросом времени. При этом боготворящий персонаж больше думает о том как бы выглядеть поэстетичнее, нежели о выгоде.
Нет лучше или хуже. Нельзя сравнивать кислое с квадратным. Достаточно просто принять как данность, что есть разные ментальные ключи. Уважать чужую культуру и ценить свою - вот золотая середина, которая вызывает уважение.
Резюме
Изучайте специфику культуры общения страны с которой работаете! Хочешь получать валютную выручку - учи матчасть по коммуникации в регионе присутствия.
Продолжение следует...
Russian CEO